2-мм камера Trisat-R сделала этот снимок Земли с расстояния 6000 км

Трисат-Р инновационная камера, ставшая пионером новой технологии в космосе, запечатлела уникальный вид нашего родного мира.

Смотреть особо не на что. Конечно, мы видели лучшие виды нашей родной планеты. Но что, если я скажу вам, что это было сделано крошечной камерой… всего 2 миллиметра в поперечнике?

Камера — лишь один из инновационных инструментов на борту спутника TriSat-R. Trisat-R, запущенный во время первого полета четырехступенчатой ​​ракеты Vega-C Европейского космического агентства, является вторым спутником Словении, выведенным на околоземную орбиту после оригинального Trisat. TriSat-R был одним из шести небольших спутников, которые участвовали в миссии по геодезии и геодинамике лазерного спутника относительности (LARES-2), созданного для проверки общей теории относительности и уточнения измерения релятивистского перетаскивания системы отсчета. Миссия стартовала 13 июля 2022 года из Гвианского космического центра во Французской Гвиане.

Вега-С
Старт ракеты «Вега-С» с миссией «Ларес-2» и совместным полетом. Кредит: ЕКА

Изображение напоминает раннюю эпоху космической эры, когда диспетчеры были рады получить что-нибудь обратно. TriSat-R построен на трех каркасах кубсатов высотой 3U, сложенных вместе размером с коробку из-под обуви.

Трисат-Р
Трисат-Р в лаборатории. Фото: Университет Марибора.

Нанокамера с уникальной миссией

Апертура шириной 2 мм соответствует ширине сверхтонкого маркера. Камера работает аналогично старой школьной камере-обскуре. Вы можете увидеть один и тот же мягкий фокус по всему кадру, как при просмотре через точечное отверстие.

Камера
Крупный план одной из микрокамер на борту Трисат-Р. Фото: Изток Крамбергер/Университет Марибора.

Но камера не предназначена для того, чтобы делать красивые снимки.

«Мы исследуем и разрабатываем высокоминиатюрные решения для определения ориентации спутников с использованием слияния датчиков (метода объединения входных данных от нескольких датчиков), и в этом случае очень миниатюрная камера играет важную роль». Об этом рассказал руководитель проекта Trisat-R Изток Крамбергер. Вселенная сегодня. «Проще говоря, камера используется так же, как современная компьютерная мышь обнаруживает свое движение. Например, мы обнаруживаем движение (а) черного пятна шириной 6 на 6 пикселей на полностью насыщенном изображении, что является следствием съемки Солнца».

Этот вид эффекта черной точки, используемый крошечной камерой, является частой проблемой цифровых сенсоров, где черное пятно появляется из-за перенасыщения яркого объекта. Вы даже можете увидеть этот эффект на изображениях, созданных JWST стоимостью 10 миллиардов долларов:

fgs2 1445 20220601 TS newflat JRstretch crop 1200x1145 1 1024x977 - 2-мм камера Trisat-R сделала этот снимок Земли с расстояния 6000 км
Черные точки в поле зрения камеры JWST Fine Guidance Sensor. Фото: НАСА/JWST.

Восстание наноспутников

Пара крошечных камер содержит датчики площадью всего 320 квадратных пикселей, расположенные под прозрачными линзами из боросиликатного стекла. Они обеспечивают радиационную стойкость и защиту от суровых условий космоса. Технология, впервые использованная в Trisat-R, однажды может стать стандартной функцией небольших наноспутников.

«Эти результаты будут применены к новым очень миниатюрным и «более умным» системам определения ориентации для будущих миссий», — говорит Крамбергер. «В следующей миссии под названием Trisat-S (запуск которой состоится в первой половине 2024 года) мы будем использовать эту недавно разработанную технологию для дальнейших экспериментов с обзором на 360 градусов со спутника на очень быстрой VLEO (очень низкой околоземной орбите)».

Trisat-R находится на орбите средней дальности (СОО) на высоте чуть менее 6000 километров от Земли. Это находится внутри внутреннего радиационного пояса Ван Аллена Земли.

Трисат-р
Художественная концепция Трисат-Р на околоземной орбите. 1 кредит

Когда дело доходит до разрешения, камера вашего смартфона может легко превзойти камеры Trisat-R. Операционные системы Android для смартфонов и раньше были встроены в небольшие «телефонные спутники». Теперь нанокамеры, подобные тем, что установлены на Trisat-R, действительно могут начать доводить дело до предела.

«По качеству изображения камера, используемая на Trisat-R, не может сравниться ни с одной камерой, встроенной в обычный смартфон». Говорит Крамбергер. «Даже первые мобильные телефоны, способные снимать изображения, вероятно, имели более высокое разрешение, чем камера, используемая на Trisat-R, но, в конце концов, для цели, которую мы используем, дело не в качестве изображения или даже разрешении, а в размере . Вероятно, вы не сможете найти камеру меньшего размера, чем та, которую мы используем. Физику не обманешь».

Что дальше с программой Trisat… и дальше

Ожидается, что Trisat-R проработает два года, прежде чем подвергнется суровому воздействию космической радиации. Наследие миссии включает Trisat, Trisat-R и следующий Trisat-S.

Еще одна далекая концепция будет нуждаться в микрокамере: инициатива Breakthrough Starshot, которая хочет отправить серию небольших космических кораблей «Звездный чип» размером в грамм на Проксиму Центавра b. Прототипы Sprite, отправленные на низкую околоземную орбиту в 2017 году, весили всего 4 грамма (подумайте о размере и массе американского никеля).

Однако сейчас мы можем наслаждаться видом с Trisat-R, поскольку он является пионером в технологии, необходимой для грядущей революции в крошечных микроспутниках.