Астроном обнаружил затмения в возможной катастрофической системе переменных

J0359 Кривые блеска, показывающие пары затмений. Фото предоставлено: Кожевников и др., 2024 г.

Российский астроном Валерий Кожевников провел фотометрические наблюдения возможной катастрофической переменной под названием LAMOST J035913.61+405035.0. Он обнаружил 14 затмений этой системы. Об этом сообщается в статье, опубликованной 9 октября на сервере препринтов arXiv.

Катаклизмические переменные (CV) — это двойные звездные системы, состоящие из главной звезды белого карлика, которая накапливает материал от обычного звездного компаньона. Они нерегулярно увеличивают свою яркость во много раз, а затем снова приходят в состояние покоя. Поляры — это подкласс катастрофических переменных, которые отличаются от других ЦВ наличием очень сильного магнитного поля у своих белых карликов.

Эти двойные звезды были обнаружены во многих средах, например, в центре Млечного Пути, вокруг Солнца, а также в рассеянных и шаровых скоплениях. Поляры — это подкласс катастрофических переменных, которые отличаются от других ЦВ наличием очень сильного магнитного поля у своих белых карликов.

LAMOST J035913.61+405035.0, или сокращенно J0359, был обнаружен в 2020 году как кандидат на роль катастрофической переменной. Предыдущие наблюдения этой системы обнаружили эмиссионные линии гелия, что указывает на возможную магнитную природу.

Чтобы определить истинную природу J0359, Валерий Кожевников из Уральского федерального университета в Екатеринбурге, Россия, недавно провел фотометрические наблюдения этого источника в поисках короткопериодических колебаний, подобных тем, которые наблюдаются в срединных полярных регионах.

В результате этих наблюдений, проведенных в Коуровской обсерватории Уральского государственного университета, Кожевников выделил 14 затмений из J0359 в двух ночных группах, разделенных 13 месяцами. Орбитальный период системы был определен примерно как 0,228 дня.

По данным исследования, обнаруженные затмения показали изменения своей глубины и ширины, связанные с изменениями блеска J0359. Было обнаружено, что по мере уменьшения яркости затмения становились глубже и уже.

«Глубина затмения варьировалась от 0,75 (±0,01) до 1,86 (±0,08) зв. а ширина затмения на половине глубины варьировалась от 13,1 (±1,3) до 22,1 (±0,8) минут», — написал Кожевников.

Кроме того, наблюдения показали, что яркость J0359 колебалась между 15,32 и 17,25 магн. вне затмений и не демонстрировала больших изменений, типичных для карликовых новых (DNe). В целом, DNe являются катастрофическими переменными, которые испытывают повторяющиеся извержения магнитудой 2–10 магн. из-за нестабильности аккреционного диска.

Анализируя кривую блеска J0359, за последние 1,6 года не было обнаружено никаких значительных извержений. В течение этого времени система оставалась в среднем на 0,3 магнитной ярче, чем когда были видны вспышки.

В заключение автор работы приходит к выводу, что обнаруженные затмения вместе с другими фотометрическими свойствами J0359 подтверждают, что этот объект действительно является катастрофической переменной системой.