Астрономы исследуют шаровое скопление NGC 2419

Шаровое скопление NGC 2419 исследовано астрономами

Карта идентификации переменных звезд в области NGC 2419. Примерный размер каждого изображения составляет 6,9×6,9, 2,5×2,5 и 1,6×1,6 квадратных угловых минут. Фото: Ферро и др., 2024 г.

Используя Индийскую астрономическую обсерваторию (IAO) и спутник Gaia ЕКА, астрономы исследовали галактическое шаровое скопление, известное как NGC 2419. Результаты исследования, опубликованные 29 апреля на сервере препринтов arXiv, проливают больше света на свойства этого скопления и его звездный контент.

Шаровые скопления (ШС) представляют собой скопления тесно связанных звезд, вращающихся вокруг галактик. Астрономы воспринимают их как естественные лаборатории, позволяющие изучать эволюцию звезд и галактик. В частности, шаровые скопления могут помочь исследователям лучше понять историю формирования и эволюцию галактик ранних типов, поскольку происхождение ШС, по-видимому, тесно связано с периодами интенсивного звездообразования.

NGC 2419, расположенное на расстоянии около 300 000 световых лет от Земли, является одним из самых далеких шаровых скоплений во внешнем гало нашей галактики. Имея радиус 260 световых лет, массу около 900 000 солнечных масс и абсолютную звездную величину -9,42 магн., это также одно из самых массивных и ярких галактических ШС.

Учитывая, что популяция переменных звезд в NGC 2419 довольно богата, группа астрономов под руководством Армандо Арельяно Ферро из Национального автономного университета Мексики (UNAM) решила исследовать звездный состав этого скопления, сосредоточив внимание главным образом на его переменных. Для этой цели они использовали 2-метровый телескоп IAO и данные из Data Release 3 (DR3) Gaia.

Команде Ферро удалось получить фотометрию для 1107 точечных источников в области NGC 2419. Кривые блеска включают 74 известных переменных звезды в скоплении, и на основе этих переменных астрономы построили диаграмму цветовой величины (CMD).

Согласно исследованию, радиальное распределение членов NGC 2419 указывает на расширенный охват скопления до расстояний около 456 световых лет. Это открытие делает NGC 2419 одним из крупнейших скоплений Млечного Пути.

На основе кривых блеска переменных звезд типа RR Лиры в NGC 2419 авторы работы оценили среднюю металличность и расстояние до скопления. Было обнаружено, что NGC 2419 имеет металличность примерно -1,89 и находится на расстоянии примерно 270 000–281 000 световых лет от нас.

Исследование также показало, что одна из переменных в NGC 2419 типа W Virginis, обозначенная V18, произошла от прародителя синего хвоста с горизонтальной ветвью нулевого возраста (ZAHB) (с общей массой около 0,54 массы Солнца) с очень тонкая оболочка (с массой всего 0,04 солнечной массы). Это может иметь значение для нашего понимания эволюции цефеид популяции II — старых, обычно бедных металлами, маломассивных переменных, пульсирующих с периодами обычно от 1 до 50 дней. Переменные W Virginis являются подклассом цефеид популяции II.