Астрономы исследуют свойства скрытого сверхсветящегося квазара

СЭД соответствует участкам COS-87529. Фото предоставлено: Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества (2024 г.). DOI: 10.1093/mnras/stae2221

Астрономы из Европейского университета Кипра и Гавайского университета изучили недавно обнаруженный затененный сверхсветящийся квазар под названием COS-87259. Результаты исследования, опубликованные 14 октября в «Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества», проливают больше света на свойства этого квазара.

Квазары или квазизвездные объекты (КЗО) представляют собой активные ядра галактик (АЯГ) очень высокой светимости, то есть ядра активных галактик, которые питаются сверхмассивными черными дырами (СМЧД) и излучают электромагнитное излучение в радио, инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом диапазонах. наблюдаться и длины волн рентгеновского излучения.

Они являются одними из самых ярких и далеких объектов в известной Вселенной и служат фундаментальным инструментом для многочисленных исследований в области астрофизики и космологии.

Обнаруженный в конце 2022 года COS-87259 представляет собой сверхсветящийся квазар с красным смещением 6,85. АЯГ сильно скрыто и имеет болометрическую светимость около 50 триллионов солнечных светимостей. Такая высокая светимость предполагает, что этот объект питается от сверхмассивной черной дыры с массой около 1,6 миллиарда солнечных масс.

В целом звездная масса галактики оценивается примерно в 170 миллиардов солнечных масс, а скорость звездообразования (SFR) оценивается на уровне 1300 солнечных масс в год.

Чтобы получить больше информации о свойствах COS-87259, группа астрономов под руководством Хараламбии Варнавы из Европейского университета Кипра использовала недавно разработанный код SMART (анализ цепей Маркова спектрального распределения энергии с радиацией) . трансферные модели).

«Наш метод позволяет нам изучить влияние четырех различных моделей тора АЯГ и, таким образом, ограничить свойства затмевающего тора, а также количественно оценить неопределенности в доле АЯГ, массе черной дыры и SFR подобранной галактики», — объяснили исследователи.

Команда Варнавы обнаружила, что модель тора CYGNUS AGN с геометрией конического диска лучше всего соответствует SED COS-87259. CYGNUS — это кипрская модель галактик и их коллекция моделей переноса излучения NUclear Spectra.

Эта модель предсказывает долю АЯГ для галактики более 85% и SFR более 1980 солнечных масс в год. Кроме того, предсказанная болометрическая светимость АЯГ составила 100 триллионов солнечных светимостей, что предполагает массу черной дыры около 3,2 миллиарда солнечных масс. Таким образом, все эти значения выше, чем предполагалось ранее.

По мнению авторов статьи, результаты показывают, что тор в скрытых квазарах, таких как COS-87259, имеет большой коэффициент покрытия и этих объектов может быть не меньше, чем непокрытых квазаров. Они добавили, что было бы очень интересно оценить пространственную плотность таких объектов в более крупных полях с хорошим инфракрасным покрытием, изучаемых такими космическими аппаратами, как Евклид ЕКА или Римский космический телескоп НАСА.