Астрономы наблюдали необычное извержение новой звезды

Кривая блеска TESS V606 Vul. Фото: arXiv (2023). DOI: 10.48550/arxiv.2311.04903

Международная группа астрономов использовала спутник NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) для наблюдения за извержением Новой Лисички 2021. Результаты наблюдательной кампании, опубликованные 8 ноября на сервере препринтов arXiv, дают важное представление о своеобразной природе этого извержения. классическая новая, раскрывающая ее сложное поведение изменчивости.

Классическая новая — это звезда, испытывающая внезапное увеличение яркости, а затем медленно возвращающаяся в исходное состояние — процесс, который может длиться многие месяцы. Такая вспышка является результатом процесса аккреции в тесной двойной системе, содержащей белый карлик (WD) и его спутник.

Типичные классические новые демонстрируют быстрый рост оптической яркости до достижения пика, за которым следует медленное снижение. Однако некоторые новые демонстрируют более сложное поведение, чем стандартная модель «быстрый рост — плавный спад».

Nova Vulpeculae 2021 (или сокращенно V606 Vul) — одно из таких извержений, отклоняющееся от традиционной модели. V606 Vul была обнаружена 16 июля 2021 года, за девять дней до начала наблюдений TESS. Группа астрономов под руководством Кирилла Соколовского из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн решила исследовать V606 Vul с помощью TESS, надеясь пролить больше света на эту новую.

«Мы используем фотометрию TESS извержения V606 Vul, чтобы охарактеризовать изменчивость новой в мельчайших деталях», — пишут исследователи в статье.

Наблюдения TESS охватывали первый из двух основных пиков, последовавших за извержением вулкана V606 Vul. Эта кривая блеска показала, что новая звезда достигла своей самой яркой визуальной величины во время своего второго пика, который произошел через 64 ​​дня после извержения.

Анализируя кривую блеска, команда обнаружила периодические изменения с периодом примерно 3,06 часа и средней размахом амплитуды 0,01 магн., которые присутствуют, за исключением тех случаев, когда новая звезда находилась в пределах 1 магн. от пиковой оптической яркости. Они также обнаружили мини-вспышки с амплитудой до 0,5 магнитной величины. Они появляются в, казалось бы, случайные моменты времени в серии из одного или нескольких и разделены периодами покоя невозмущенных периодических изменений.

Наблюдения показывают, что периодические вариации исчезли, когда V606 Vul достигла максимальной оптической яркости. Астрономы предполагают, что эти изменения являются результатом азимутальной асимметрии фотосферы, окружающей двойную систему. Однако они не исключают и других объяснений, например азимутальной асимметрии температуры фотосферы.

Подводя итоги, авторы статьи отметили, что их исследование знаменует собой первое использование фотометрии TESS при исследовании извержений новых звезд. Они также подчеркнули, насколько полезным может быть TESS для изучения поведения галактических новых звезд.

«Во-первых, благодаря высокой фотометрической точности мы можем характеризовать изменения блеска новой звезды с настолько низкими амплитудами, что их невозможно обнаружить с земли. Во-вторых, способность космической платформы проводить практически непрерывные наблюдения в течение месяца позволяет исследовать изменчивость во временном масштабе 12–24 часа, к которому трудно получить доступ с помощью наземных наблюдений, прерываемых суточным циклом», — заключили они.