Астрономы обнаружили, что в галактиках есть биполярные потоки газа, достигающие далеко в межгалактическое пространство

В галактиках есть биполярные истечения газа, достигающие далеко в межгалактическом пространстве.

Истечения газа (красный) возле спиральных галактик (белый). На левом изображении показано истечение газа для группы галактик, которую мы видим с ребра. Понятно, что большая часть газа уходит вверх и вниз в межгалактическое пространство. На правом изображении показаны галактики, лица которых мы видим. Здесь видно газовое кольцо, потому что газ перед галактикой поглощает больше света от галактики, чем излучает сам (чистое поглощение показано синим цветом). Авторы и права: HST/ESO/VLT/MUSE/Yucheng Guo et al.

Астрономы впервые в трех измерениях заметили, что газ из спиральных галактик уносится вверх и вниз с высокой скоростью далеко за пределы галактики. Наблюдения подтверждают преобладающую теорию эволюции галактик, которая гласит, что галактики, образующие звезды, вызывают межгалактические ветры, выпуская свой газ вдоль полюсов. Астрономы опубликовали свои выводы в журнале Nature.

Потоки газа важны в моделях, описывающих формирование галактик. Галактики растут за счет притока газа из окружающей среды. Считается, что такому росту препятствуют молодые звезды и сверхмассивные черные дыры, которые выбрасывают газ далеко в космос посредством ударных волн. Что именно происходит, неизвестно, но без сильных газовых потоков галактики стали бы слишком массивными.

Исследователи теперь впервые убедительно доказали, что галактические ветры простираются далеко за пределы галактик. Они использовали инструмент MUSE на Очень Большом Телескопе в Чили. Они изучили сигнал от газа магния около двухсот далеких спиральных галактик. В половине этих галактик они наблюдали диск с ребра. В другой половине они видели диск лицевой стороной в виде круга.

В группе галактик, видимых с ребра, истечение газа было перпендикулярно вверх и вниз. «Мы обнаруживаем газ на расстоянии до десятков тысяч световых лет от галактики, движущийся через межгалактическое пространство со скоростью сотни километров в секунду», — говорит первый автор Юйчэн Го (Лионский университет, Франция).

Звездные ветры регулируют рост галактик

Ученым удалось определить морфологию галактических ветров. На этом рисунке выбросы атомов магния использовались для отслеживания галактических ветров. Поток вещества происходит вдоль центральной оси, перпендикулярной галактическому диску. Фото: © Юйчэн Го

«Для меня это настоящая веха, что мы наконец-то наблюдаем межгалактические истечения газа из обычных галактик», — говорит Йооп Шайе (Лейденский университет, Нидерланды). Он является соавтором исследования и уже много лет занимается исследованием галактических ветров и газовых потоков в межгалактическом пространстве. «До сих пор наблюдения было трудно интерпретировать, но благодаря этому исследованию мы больше не можем игнорировать биполярные ветры».

Теперь, когда астрономы нанесли на карту средние потоки и скорости газа, они могут проверить и скорректировать свои компьютерные модели эволюции галактик. Это важно, потому что это прояснит, как растут галактики.

Информация от: Нидерландской исследовательской школой астрономии.