Впечатление художника от диска и джета в молодой звездной системе HH 1177. Фото: Европейская южная обсерватория.

Международная группа астрономов во главе с Даремским университетом, в которую входят астрономы из Британского центра астрономических технологий, сообщила о первом обнаружении вращающейся дисковой структуры вокруг формирующейся звезды большой массы за пределами нашего Млечного Пути в другой галактике.

Диск окружает молодую массивную звезду, расположенную в звездном питомнике под названием N180, в соседней карликовой галактике под названием Большое Магелланово Облако.

Расположенный на расстоянии 163 000 световых лет от Земли, это самый далекий диск вокруг массивной звезды, который когда-либо был обнаружен напрямую.

Используя Большую миллиметровую/субмиллиметровую решетку Атакамы (ALMA) в Чили, партнером которой является Европейская южная обсерватория (ESO), исследователи наблюдали движение газа вокруг молодого звездного объекта в Большом Магеллановом Облаке, согласующееся с Кеплеровым аккреционным диском — вид, который питает рост звезд за счет падающего материала.

Выводы команды были опубликованы в журнале Nature.

Поскольку материя притягивается к растущей звезде, она не может упасть прямо на нее; вместо этого он сплющивается во вращающийся диск вокруг звезды. Ближе к центру диск вращается быстрее, и эта разница в скорости является тем доказательством, которое показывает астрономам наличие аккреционного диска.

Диск и джет в молодой звездной системе HH 1177, снимок с помощью MUSE и ALMA. Фото: Европейская южная обсерватория.

Ведущий автор исследования, доктор Анна МакЛеод из Центра внегалактической астрономии Даремского университета, сказала: «Когда я впервые увидела доказательства вращающейся структуры в данных ALMA, я не могла поверить, что мы обнаружили первый внегалактический аккреционный диск; был особенный момент.

«Мы знаем, что диски жизненно важны для формирования звезд и планет в нашей галактике, и здесь мы впервые видим прямые доказательства этого в другой галактике.

«Мы живем в эпоху быстрого технологического прогресса, когда дело касается астрономических объектов.

«Возможность изучать, как формируются звезды на таких невероятных расстояниях и в другой галактике, очень интересна».

Массивные звезды, подобные наблюдаемой здесь, формируются гораздо быстрее и живут гораздо короче, чем звезды малой массы, такие как наше Солнце.

В нашей галактике за этими массивными звездами очень сложно наблюдать, и они часто скрыты из поля зрения пыльным материалом, из которого они формируются в то время, когда вокруг них формируется диск.

• Астрономы обнаружили первый внегалактический околозвездный диск вокруг массивной молодой звезды за пределами Млечного Пути

Пузыри совершенно новых звезд. Фото: Европейская южная обсерватория.

Оцифрованное изображение Обзора неба вокруг региона HII LHA 120-N 180B. Фото: Европейская южная обсерватория.

В отличие от подобных околозвездных дисков Млечного Пути, эта система видна оптически, вероятно, из-за более низкого содержания пыли и металлов в окружающей ее среде. Это дает астрономам возможность взглянуть на динамику аккреции, которая обычно скрыта за завесой газа и пыли.

Анализ диска предполагает, что внутренняя кеплеровская область переходит в падающее вещество на больших расстояниях от центральной звезды. По оценкам, звезда примерно в 15 раз массивнее нашего Солнца.

Несмотря на многие знакомые характеристики дисков Млечного Пути, возникают и некоторые интригующие различия. Низкое содержание металлов, типичное для LMC, по-видимому, делает диск более устойчивым к фрагментации.

Успешное обнаружение этого внегалактического околозвездного диска увеличивает перспективы обнаружения большего количества таких систем с помощью ALMA и предстоящей Очень Большой Массивной Системы Следующего Поколения (ngVLA).

Изучение формирования звезд и дисков в различных галактических средах поможет завершить наше понимание происхождения звезд.

Информация от: Даремским университетом