Астрономы заметили гигантский поток звезд между галактиками

Черная полоса — это недавно открытый Гигантский поток Комы. Эта линия в десять раз длиннее нашего Млечного Пути и расположена на расстоянии около 300 миллионов световых лет между галактиками (желтые пятна). Фото: Телескоп Уильяма Гершеля/Роман и др.

К своему удивлению, международная группа исследователей обнаружила гигантский и чрезвычайно слабый поток звезд между галактиками. Хотя потоки уже известны в нашей галактике и в соседних галактиках, это первый случай, когда поток, протекающий между галактиками, наблюдался. Это самый крупный поток, обнаруженный на сегодняшний день. Астрономы опубликовали свои выводы в журнале Astronomy & Astrophysicals.

Первые наблюдения были сделаны с помощью сравнительно небольшого 70-сантиметрового телескопа астронома Майкла Рича в Калифорнии (Соединенные Штаты Америки). Затем исследователи сосредоточили на этом районе 4,2-метровый телескоп Уильяма Гершеля (Ла-Пальма, Испания). После обработки изображения они увидели чрезвычайно слабый поток, длина которого более чем в 10 раз превышает длину нашего Млечного Пути. Кажется, что поток плывет в центре среды скопления и не связан ни с какой конкретной галактикой. Исследователи назвали его Гигантским потоком комы.

«Этот гигантский поток случайно пересек наш путь», — объясняет ведущий исследователь Хавьер Роман. Он является филиалом Университета Гронингена (Нидерланды) и Университета Ла-Лагуна на Тенерифе (Испания). «Мы изучали гало звезд, расположенных вокруг крупных галактик».

Открытие Гигантского Комового Потока примечательно тем, что это довольно хрупкая структура среди враждебной среды взаимно притягивающихся и отталкивающихся галактик. Соавтор Рейньер Пелетье (Университет Гронингена, Нидерланды) объясняет: «Тем временем мы смогли смоделировать такие огромные потоки на компьютере. Поэтому мы ожидаем найти их больше. Например, если мы будем искать в будущем 39 -метр ELT и когда Евклид начнет производить данные».

С помощью больших телескопов будущего исследователи надеются не только открыть новые гигантские потоки. Они также хотят увеличить масштаб самого Гигантского потока комы. «Мы хотели бы наблюдать за отдельными звездами в потоке и рядом с ним и узнать больше о темной материи», — говорит Пелетье.

Скопление Комы — одно из наиболее изученных скоплений галактик. Она содержит тысячи галактик на расстоянии около 300 миллионов световых лет от Земли в направлении северного созвездия Вероники. В 1933 году швейцарский астроном Фриц Цвики показал, что галактики в скоплении движутся слишком быстро, если учитывать только количество видимой материи. Он понял, что должна существовать темная материя, которая удерживает все вместе. Точная природа темной материи до сих пор неизвестна.

Информация от: Нидерландской исследовательской школой астрономии.