ЦЕРН присоединился к поиску темных фотонов

В поисках частиц темной материи существует два основных подхода. Первый — искать частицы, которые естественным образом распадаются при прохождении мимо. Обычно это касается нейтринных обсерваторий, таких как IceCube, где частица темной материи, сталкивающаяся с ядрами, может вызвать слабую вспышку света. Пока это ничего не дало. Второй подход — сталкивать частицы вместе в ускорителе частиц. Этот подход также не смог найти частицы темной материи, но было достаточно интересных намеков на то, что ЦЕРН пытается это сделать. Их последняя попытка направлена ​​на поиск так называемых темных фотонов.

Темные фотоны являются частью некоторых обобщений стандартной модели физики элементарных частиц. Идея состоит в том, что если темная материя существует, то это должна быть какая-то совершенно новая форма материи из кварков и лептонов, составляющих протоны, нейтроны и электроны обычной материи. И если темная материя может взаимодействовать сама с собой, то у нее должен быть бозон-носитель силы, точно так же, как фотоны позволяют зарядам взаимодействовать, а сильное взаимодействие имеет глюоны, удерживающие ядра вместе. Гипотетические носители силы темной материи называются темными фотонами.

В стандартной модели электромагнитное и слабое взаимодействия связаны между собой, поэтому фотоны связаны с радиоактивным распадом. В обобщенной модели темные фотоны имеют аналогичную связь, поэтому они должны влиять на распад некоторых частиц, например мюонов. Темные фотоны также должны влиять на магнитный момент мюона, и ранее в этом году исследование предположило именно такой эффект.

darkphoton - ЦЕРН присоединился к поиску темных фотонов
Гипотетическое взаимодействие темных фотонов. Фото: APS/Алан Стоунбрейкер

Этот последний запуск Большого адронного коллайдера является третьим запуском эксперимента с компактным мюонным соленоидом (CMS). Он начался в июле 2022 года и ищет эффект, известный как смещенные мюоны. Здесь видно, что мюоны приходят из общей области столкновения частиц высоких энергий, а не из самой точки столкновения. Это могло быть связано с тем, что первоначальное столкновение породило темные фотоны, не обнаруживаемые CMS, которые затем распались на обнаруживаемые мюоны.

Первоначальные данные этого эксперимента не обнаружили подобных событий, а это означает, что до сих пор не было никаких доказательств существования темных фотонов. Дальнейшие наблюдения могут что-то обнаружить, но если они этого не сделают, результаты наложат дополнительные ограничения на существование темных фотонов. Это по-прежнему характерно для темной материи. Косвенные доказательства этого хороши, но прямых доказательств по-прежнему не хватает. На данный момент все, что мы можем сделать, — это продолжать исследования, подобные этому, в надежде, что мы найдем больше ключей к разгадке этой тайны.

Ссылка: Тумасян, Армен и др. «Поиск долгоживущих частиц, распадающихся на пару мюонов в протон-протонных столкновениях на sqrt[s] = 13 ТэВ». Журнал физики высоких энергий 2023.5 (2023): 1-58.