«Чандра» НАСА обнаружила скопление галактик, пересекающее потоки

Фото предоставлено: Рентген: NASA/CXC/Xiamen Univ./C. Ге; Оптика: сотрудничество DESI; Обработка изображений: NASA/CXC/SAO/N. Облако

Используя рентгеновскую обсерваторию НАСА «Чандра», астрономы обнаружили скопление галактик, где пересекаются два потока перегретого газа. Этот результат показывает, что пересечение потоков может привести к образованию новых структур.

Исследователи обнаружили гигантский, похожий на комету хвост горячего газа, охватывающий 1,6 миллиона световых лет, тянущийся за галактикой в ​​скоплении галактик Цвикки 8338 (сокращенно Z8338). Этот хвост, образовавшийся, когда галактика была лишена части газа из-за горячего газа, через который он мчится, разделился на два потока.

Это вторая пара хвостов, преследующая галактику в этой системе. Ранее астрономы обнаружили рядом с этой последней пару более коротких хвостов из другой галактики. Эту новую и более длинную пару хвостов можно было обнаружить только посредством более тщательного наблюдения с помощью «Чандры», которая выявила более слабые рентгеновские лучи.

«Чандра» НАСА обнаружила скопление галактик, пересекающее потоки

Исследователи обнаружили вторую пару хвостов, тянущуюся за галактикой в ​​этом скоплении. Ранее астрономы обнаружили рядом с этой последней пару более коротких хвостов из другой галактики. Эту новую и более длинную пару хвостов можно было обнаружить только благодаря более внимательному наблюдению с помощью «Чандры», которое выявило более слабые рентгеновские лучи, видимые в оптических данных. Эти хвосты простираются на миллион световых лет и помогают определить эволюцию скопления галактик. Фото предоставлено: Рентген: NASA/CXC/Xiamen Univ./C. Ге; Визуализация: сотрудничество DESI; Обработка изображений: NASA/CXC/SAO/N. Облако

Теперь у астрономов есть доказательства того, что эти потоки, следующие за мчащимися галактиками, пересеклись. Z8338 представляет собой хаотичный ландшафт галактик, перегретого газа и ударных волн (похожих на звуковые удары, создаваемые сверхзвуковыми струями) в относительно небольшой области космоса. Эти галактики движутся, потому что они были частью двух скоплений галактик, столкнувшихся друг с другом и образовавших Z8338.

Скопление галактик Z8338 и его запутанная паутина галактических потоков находятся примерно в 670 миллионах световых лет от Земли. Статья с описанием этих результатов появилась в Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества в 2023 году.

Это новое составное изображение запечатлело это зрелище. Рентгеновские лучи Чандры (показаны фиолетовым цветом) очерчивают газ, который имеет температуру в несколько миллионов градусов и тяжелее, чем все галактики в скоплении. Данные Чандры также показывают, где этот газ был выброшен за движущиеся галактики. Оптическое изображение, полученное в рамках Обзора темной энергии Межамериканской обсерватории Серро Тололо в Чили, показывает отдельные галактики, расположенные в одном и том же поле зрения.

Первоначальный газовый хвост, обнаруженный в Z8338, имеет длину около 800 000 световых лет и виден на этом изображении вертикально (см. версию с надписью). Исследователи полагают, что газ в этом хвосте отделяется от большой галактики, проходя через скопление галактик. Голова хвоста представляет собой облако относительно холодного газа, находящееся примерно в 100 000 световых лет от галактики, от которой оно отделилось. Этот хвост также разделен на две части.

Команда подозревает, что отделение хвоста от большой галактики могло быть вызвано прохождением другого, более длинного хвоста. В этом сценарии хвост отделился от галактики из-за пересечения потоков.

Результаты предоставляют полезную информацию об отделении и разрушении облаков более холодного газа, как видно из головы оторвавшегося хвоста. Эта работа показывает, что облако может существовать как минимум 30 миллионов лет после отделения. За это время внутри него может сформироваться новое поколение звезд и планет.