Древний звездный дуэт обнаружен в самых отдаленных частях Млечного Пути

Млечный Путь

Фото предоставлено: CC0 Public Domain

Исследователи обнаружили, что необычная пара звезд возрастом десять миллиардов лет прибыла из самых дальних уголков галактики. Они образовались в первые дни существования Млечного Пути.

Международная группа экспертов из Великобритании, Испании и Китая, в том числе из Университета Хартфордшира, изучала звезды вблизи Земли, когда открыла двойную звездную систему — две звезды, связанные между собой гравитацией. К своему удивлению, они обнаружили, что пара мигрировала из гало Млечного Пути в нашу местную звездную среду.

Работа была опубликована в Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества как восьмая статья в серии под названием «Первобытные звезды очень малой массы и коричневые карлики».

Пара состоит из белого карлика и ультрахолодного субкарлика с очень большими движениями, что позволяет предположить, что они проводят большую часть своего времени вдали от видимых звезд нашей галактики.

Команда рассчитала его возраст на основе массы белого карлика (названного VVV1256-62A) и времени остывания. Эта конкретная звезда имеет примерно половину массы нашего Солнца и находится в нижней части фазы остывания белого карлика, а это означает, что для охлаждения потребовались миллиарды лет.

Белый карлик образуется в конце эволюции обычной звезды. Хотя эти звезды начинают свою жизнь очень горячими, без активного термоядерного синтеза, поддерживающего жизнь других звезд, они постепенно остывают и становятся красными.

Другая звезда (обозначенная VVV1256-62B) — субкарлик с низкой металличностью, то есть она не содержит многих элементов тяжелее водорода и гелия. Хотя столь непосредственно определить возраст труднее, низкая металличность сама по себе является признаком большого возраста, поскольку на ранних стадиях Млечного Пути, когда они формировались, было очень мало более тяжелых элементов.

Если в звезде отсутствуют эти более тяжелые элементы, это может дать нам подсказку об очень далеком прошлом Млечного Пути. Этот субкарлик особенно интересен тем, что лежит на границе между звездными и субзвездными объектами. Это делает его возрастным ориентиром для изучения бедных металлами ультрахолодных атмосфер.

Эта двойная звездная система интересна еще и тем, что ее орбита сильно эксцентрична, а это означает, что расстояние между двумя звездами значительно варьируется. По этой причине звезды обычно располагаются в гало Млечного Пути, но их орбита также переносит их в плоскость Млечного Пути, центральную область галактики, где находится большая часть ее массы.

Ультрахолодный субкарликовый компонент этой двойной звездной системы был первоначально идентифицирован на основании его большого движения аспирантом Хартфордширского университета Ли Смитом, а бывший аспирант Хартфордширского университета Цзэнхуа Чжан подтвердил, что это ультрахолодный субкарлик.

Ее компаньон-белый карлик и двойная природа были затем параллельно обнаружены Саяном Байгом, нынешним аспирантом Хартфордширского университета, и Цзэнхуа Чжаном, который сейчас занимает должность преподавателя в Нанкинском университете.

Для подтверждения этих открытий использовались телескопы по всему миру, в том числе Южный телескоп Джемини, составляющий половину Международной обсерватории Джемини, частично поддерживаемый Национальным научным фондом США (NFS).

Также в исследовании принимали участие Очень Большой Телескоп Европейской Южной Обсерватории и Камера-камера Темной Энергии Телескопа Бланко в Межамериканской Обсерватории Серро Тололо в Чили.

Профессор Хью Джонс, профессор астрономии в Университете Хартфордшира, сказал: «Эти захватывающие открытия открывают окно в самые дальние уголки нашей галактики».

«Понимание связи между гало и плоскостью Млечного Пути — это шаг к пониманию формирования галактики. Хотя массивная эксцентричная орбита этих звезд еще не объяснена, она может быть связана с существованием внутреннего гало или предыдущим слиянием Млечного Пути с другой галактикой.

«Я безмерно горжусь нынешними и бывшими студентами Хартфордширского университета, которые приняли участие в этом феноменальном открытии».

Информация от: Университетом Хартфордшира.