По данным Центра координации околоземных объектов (NEOCC) ЕКА, 35 264 известных астероида регулярно пересекают орбиту Земли и других внутренних планет. Из них 1 626 были идентифицированы как потенциально опасные астероиды (ПОА), что означает, что они могут когда-нибудь пройти достаточно близко к Земле, чтобы быть захваченными ее гравитацией и удариться о ее поверхность. Хотя планетарная защита всегда была проблемой, комета Шумейкеров-Леви 9, врезавшаяся в Юпитер в 1994 году, вызвала большой интерес в этой области.

В 2022 году миссия NASA Double-Asteroid Redirect Test (DART) успешно проверила метод кинетического удара, столкнувшись с Диморфосом, небольшим астероидом, вращающимся вокруг Дидимоса. Сегодня программа ESA Space Safety предпринимает шаги для тестирования следующей миссии планетарной обороны — Rapid Apophis Missin for Space Safety (RAMSES). В 2029 году RAMSES встретится с околоземным астероидом (NEA) 99942 Apophis и будет сопровождать его, когда он совершит очень близкий (но безопасный) пролет мимо Земли в 2029 году. Собранные им данные помогут ученым улучшить нашу способность защищать Землю от подобных объектов, которые могут представлять риск столкновения.

Апофис, обнаруженный в 2004 году, представляет собой астероид неправильной формы размером около 375 м (410 ярдов) в поперечнике. В то время наблюдения указывали на небольшой риск того, что он столкнется с Землей в 2029, 2036 или 2068 году. Учитывая его размер и разрушительный эффект, который мог бы иметь столкновение, астрономы решили назвать его в честь египетского бога хаоса и разрушения. Хотя с тех пор астрономы исключили возможность столкновения по крайней мере на следующее столетие, Апофис пройдет в пределах 32 000 км (~19 885 миль) от поверхности Земли 13 апреля 2029 года.

New radar observations of Apophis rule out future impact 1 1024x449 - ЕКА готовит миссию по исследованию астероида Апофиса и присоединится к его пролету мимо Земли в 2029 году
Радарные наблюдения Апофиса исключают будущее столкновение. Кредит: NASA/JPL-Caltech и NSF/AUI/GBO

На этом расстоянии астероид будет достаточно близко, чтобы быть видимым невооруженным глазом примерно двум миллиардам человек в большей части Европы, Африки и некоторых частях Азии. Основываясь на анализе размера и орбит всех известных астероидов, астрономы полагают, что объекты такого размера проходят так близко к Земле только раз в 5000–10 000 лет. Космический аппарат RAMSES встретится с Апофисом до того, как он приблизится к Земле на максимально близкое расстояние, и последует за ним, наблюдая за ним с помощью набора научных приборов, чтобы увидеть, как гравитация Земли меняет его.

Это будет состоять из проведения до- и последующее обследований формы астероида, его поверхности, орбиты, вращения и ориентации. На основе этого сравнительного анализа ученые узнают больше о том, как фундаментальные характеристики астероида — его состав, внутренняя структура, сцепление, масса, плотность и пористость — реагируют на внешние силы. Эти свойства имеют жизненно важное значение для определения того, как сбить PHA с курса, чтобы он не столкнулся с Землей. Патрик Мишель, директор по исследованиям в Национальном центре научных исследований (CNRS) и Обсерватории Лазурного берега в Ницце, объяснил в пресс-релизе ЕКА:

«Нам еще так много предстоит узнать об астероидах, но до сих пор нам приходилось путешествовать вглубь Солнечной системы, чтобы изучать их и проводить эксперименты самим, взаимодействуя с их поверхностью. Впервые в истории природа приносит нам один и сама проводит эксперимент. Все, что нам нужно сделать, это наблюдать, как Апофис растягивается и сжимается мощными приливными силами, которые могут вызвать оползни и другие возмущения и открыть новый материал из-под поверхности».

Недавно ЕКА получило разрешение от совета Программы космической безопасности начать подготовительные работы по миссии, чтобы ее можно было запустить к апрелю 2028 года. Этот срок необходим, поэтому миссия должна быть готова к запуску и встрече с Апофисом на орбите к февралю 2029 года. Окончательное решение о взятии на себя обязательств по миссии будет принято на заседании Совета министров ЕКА в ноябре 2025 года. Тем временем НАСА перенаправило свой недавно переименованный космический аппарат OSIRIS-APEX в сторону Апофиса, который прибудет через месяц после пролета астероида.

Apophis orbit diverted by Earth s gravity NEO Toolkit - ЕКА готовит миссию по исследованию астероида Апофиса и присоединится к его пролету мимо Земли в 2029 году
Орбита Апофиса изменена гравитацией Земли – NEO Toolkit Космическая безопасность Орбита Апофиса изменена гравитацией Земли, Источник: ESA

Поскольку астероиды являются остатками материала от формирования Солнечной системы (около 4,5 млрд лет назад), эта встреча также является возможностью получить данные, которые могут дать новое представление о формировании и эволюции планет. Это делает пролет 2029 года чрезвычайно редкой возможностью для астрономии, науки об астероидах, планетарной обороны и для привлечения миллиардов людей по всему миру. Это также будет возможностью для международного сотрудничества, как ранее продемонстрировали миссии DART и ESA's Hera — первая перенаправила Didymos, а вторая подтвердила изменение орбиты.

И последнее, но не менее важное: миссия RAMSES проверит способность космических агентств быстро строить и развертывать ответ на астероиды. Как объяснил Ричард Мойссл, глава Планетарного управления обороны ЕКА:

«Рамзес продемонстрирует, что человечество может развернуть разведывательную миссию для встречи с приближающимся астероидом всего за несколько лет. Этот тип миссии является краеугольным камнем ответа человечества на опасный астероид. Сначала будет запущена разведывательная миссия для анализа орбиты и структуры приближающегося астероида. Результаты будут использованы для определения наилучшего способа перенаправить астероид или исключить невоздействия до разработки дорогостоящей миссии дефлектора».

Дальнейшее чтение: ЕКА