Галактики с полярными кольцами причудливы и редки. Астрономы нашли еще два

Галактики бывают самых разных форм: от изящных спиралей до яйцевидных эллипсов. Мы часто классифицируем галактики по их форме, что традиционно делалось на основе того, что мы могли наблюдать в визуальном спектре. Но когда мы расширили астрономию до радио, инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского света, мы узнали, что часто галактики имеют структуры, невидимые нашим глазам. Возьмем, к примеру, странный тип галактик, известный как галактики с полярными кольцами (PRG).

Галактика с полярным кольцом — это спиральная или эллиптическая галактика с внешним кольцом из газа и звезд, наклоненным примерно перпендикулярно галактической плоскости. Кольцо окружает галактику в ее полярных регионах, отсюда и название. Часто кольцо представляет собой в основном диффузный газообразный водород, который можно увидеть только в радиодиапазоне.

Галактики с полярными кольцами были впервые обнаружены в 1978 году, и мы до сих пор не понимаем, как они формируются. Одна из идей заключается в том, что кольцо является побочным продуктом галактических столкновений. Если исходные галактики столкнутся под совершенно разными углами, водород из них может быть выброшен в полярном направлении. По этой причине галактики с полярными кольцами считались редкими. Но новое исследование галактик показывает, что ГПГ относительно распространены.

noirlab2219a 1024x933 - Галактики с полярными кольцами причудливы и редки. Астрономы нашли еще два
эти две сталкивающиеся галактики могут в конечном итоге стать ГПГ. Фото: Международная обсерватория Близнецов/NOIRLab/NSF/AURA.

Результаты были опубликованы в журнале Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества, представляя некоторые первоначальные результаты пилотного исследования WALLABY. WALLABY, или широкополосное слепое исследование всего неба ASKAP L-диапазона, представляет собой проект по созданию карты нейтрального водорода с высоким разрешением в небе Южного полушария. Исследование достаточно подробное, чтобы захватить не только межгалактический газ, но и водород, окружающий галактики. На начальном этапе WALLABY нанес на карту водород около 600 галактик и обнаружил, что две из них имеют полярные кольца.

Статистически это означает, что около 1–3% галактик, исследованных WALLABY, будут галактиками с полярными кольцами. Когда исследование будет завершено, WALLABY сможет обнаружить сотни таких галактик. В настоящее время подтверждено менее десятка SRG. Благодаря такому значительному скачку данных астрономы смогут лучше понять, как формируются и развиваются эти странные галактики. Они могут даже сыграть значительную роль в понимании того, как темная материя взаимодействует с галактиками.

Ссылка: Дег Н. и др. «Пилотное исследование WALLABY: потенциальные галактики с полярными кольцами NGC 4632 и NGC 6156». Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества 525.3 (2023): 4663-4684.