Хаббл отмечает 34-ю годовщину, взглянув на туманность Маленькая Гантель

Хаббл отмечает 34-ю годовщину осмотром туманности Маленькая Гантель

Это аннотированное изображение туманности Маленькая Гантель, полученное космическим телескопом Хаббл, расположенной на расстоянии 3400 световых лет от нас в северном циркумполярном созвездии Персея. Название объекта происходит от его формы, которая представляет собой двухлепестковую структуру из разноцветных, пестрых, светящихся газов, напоминающую воздушный шар, зажатый вокруг средней талии. Подобно надувающемуся воздушному шару, доли расширяются в космос от умирающей звезды, видимой как белая точка в центре. Яркое ультрафиолетовое излучение сверхгорячей звезды заставляет газы светиться. Красный цвет — от азота, а синий — от кислорода. Кредит: НАСА

В честь 34-й годовщины запуска легендарного космического телескопа Хаббл 24 апреля астрономы сделали снимок туманности Маленькая Гантель (также известной как Мессье 76, M76 или NGC 650/651), расположенной на расстоянии 3400 световых лет от нас. северное околополярное созвездие Персея. Фотогеничная туманность — любимая цель астрономов-любителей.

M76 классифицируется как планетарная туманность, расширяющаяся оболочка светящихся газов, выброшенных умирающей звездой красного гиганта. В конечном итоге звезда коллапсирует в сверхплотного и горячего белого карлика. Планетарная туманность не связана с планетами, но получила такое название потому, что астрономы 1700-х годов, использовавшие телескопы малой мощности, считали, что этот тип объектов напоминает планету.

M76 состоит из кольца, которое видно с ребра как центральную стержневую структуру, и двух выступов на каждом отверстии кольца. Прежде чем звезда сгорела, она выбросила кольцо газа и пыли. Кольцо, вероятно, было создано под влиянием звезды, у которой когда-то была двойная звезда-компаньон.

Этот отслоившийся материал создал толстый диск пыли и газа вдоль плоскости орбиты спутника. Гипотетическая звезда-компаньон не видна на изображении Хаббла, поэтому центральная звезда могла позже поглотить ее. Диск станет судебно-медицинским доказательством этого звездного каннибализма.

Главная звезда коллапсирует, образуя белого карлика. Это один из самых горячих остатков звезд, температура которого составляет 250 000 градусов по Фаренгейту, что в 24 раза превышает температуру поверхности нашего Солнца. Испепеляющий белый карлик можно увидеть как точку в центре туманности. Звезда, видимая в проекции под ней, не является частью туманности.

Зажатые диском две доли горячего газа вырываются сверху и снизу «пояса» вдоль оси вращения звезды, перпендикулярной диску. Их приводит в движение ураганный поток материала из умирающей звезды, несущийся через космос со скоростью два миллиона миль в час.

Это достаточно быстро, чтобы добраться от Земли до Луны за семь с небольшим минут! Этот проливной «звездный ветер» врезается в более холодный и медленно движущийся газ, который был выброшен на более раннем этапе жизни звезды, когда она была красным гигантом. Яростное ультрафиолетовое излучение сверхгорячей звезды заставляет газы светиться. Красный цвет — от азота, синий — от кислорода.

Учитывая, что нашей Солнечной системе 4,6 миллиарда лет, по космологическим меркам вся туманность — это всего лишь вспышка на сковороде. Оно исчезнет примерно через 15 000 лет.

С момента своего запуска в 1990 году «Хаббл» провел 1,6 миллиона наблюдений более чем 53 000 астрономических объектов. На сегодняшний день Архив космических телескопов Микульского в Научном институте космических телескопов в Балтиморе, штат Мэриленд, содержит 184 терабайта обработанных данных, которые готовы к использованию астрономами всего мира для исследований и анализа.

С 1990 года по наблюдениям Хаббла было опубликовано 44 000 научных статей. Космический телескоп — самая продуктивная с научной точки зрения космическая астрофизическая миссия в истории НАСА. Спрос на использование «Хаббла» настолько высок, что в настоящее время он превышает число подписчиков в шесть раз.

Большинство открытий Хаббла не ожидалось до запуска, например сверхмассивные черные дыры, атмосферы экзопланет, гравитационное линзирование темной материей, наличие темной энергии и обилие планетарных образований среди звезд.

«Хаббл» продолжит исследования в этих областях и будет использовать свои уникальные возможности ультрафиолетового излучения для таких тем, как явления Солнечной системы, вспышки сверхновых, состав атмосфер экзопланет и динамическое излучение галактик. Исследования «Хаббла» продолжают получать пользу от своей длительной базы наблюдений за объектами Солнечной системы, звездными переменными явлениями и другими экзотическими астрофизиками космоса.

Космический телескоп НАСА Джеймса Уэбба был разработан как дополнение к Хабблу, а не его замена. Будущие исследования Хаббла также воспользуются возможностью синергии с Уэббом, который наблюдает Вселенную в инфракрасном свете. Объединенный диапазон длин волн двух космических телескопов расширяет возможности новаторских исследований в таких областях, как протозвездные диски, состав экзопланет, необычные сверхновые, ядра галактик и химия далекой Вселенной.