Хаббл проследил звездные скопления «жемчужной нити» в результате столкновений галактик

Хаббл НАСА отслеживает звездные скопления «Жемчужная нить» в столкновениях галактик

Галактика AM 1054-325 была искажена в S-образную форму из обычной блинообразной спиральной формы под действием гравитационного притяжения соседней галактики, как видно на этом изображении космического телескопа Хаббл. Следствием этого является то, что вдоль вытянутого приливного хвоста на тысячи световых лет формируются новорожденные скопления звезд, напоминающие нить жемчуга. Они образуются, когда узлы газа гравитационно сжимаются, образуя около 1 миллиона новорожденных звезд в каждом скоплении. Авторы и права: НАСА, ЕКА, STScI, Джаянн Инглиш (Университет Манитобы)

Вопреки тому, что вы думаете, столкновения галактик не уничтожают звезды. Фактически, бурная динамика вызывает появление новых поколений звезд и, предположительно, сопровождающих их планет.

Теперь космический телескоп НАСА «Хаббл» обнаружил 12 взаимодействующих галактик, которые имеют длинные, похожие на головастиков, приливные хвосты из газа, пыли и множества звезд. Изысканная резкость и чувствительность Хаббла к ультрафиолетовому свету позволили обнаружить вдоль этих хвостов 425 скоплений новорожденных звезд, похожих на гирлянды праздничных огней. Каждое скопление содержит до 1 миллиона новорожденных голубых звезд.

Скопления в приливных хвостах известны уже несколько десятилетий. Когда галактики взаимодействуют, гравитационные приливные силы вытягивают длинные потоки газа и пыли. Двумя популярными примерами являются галактики Антенны и Мыши с их длинными, узкими, похожими на пальцы выступами.

Команда астрономов использовала сочетание новых наблюдений и архивных данных, чтобы определить возраст и массу приливных хвостовых звездных скоплений. Они обнаружили, что эти скопления очень молоды — всего 10 миллионов лет. И они, похоже, формируются с одинаковой скоростью вдоль хвостов, простирающихся на тысячи световых лет.

«Удивительно видеть множество молодых объектов в хвостах. Это многое говорит нам об эффективности формирования кластеров», — сказал ведущий автор Майкл Родрук из колледжа Рэндольф-Мейкон в Эшленде, штат Вирджиния. «С помощью приливных хвостов вы создадите новые поколения звезд, которые в противном случае могли бы не существовать».

Хвосты выглядят так, будто они захватывают спиральный рукав галактики и вытягивают его в космос. Внешняя часть руки растягивается, как ириска, в результате гравитационного перетягивания каната между парой взаимодействующих галактик.

До слияния галактики были богаты пылевыми облаками молекулярного водорода, которые, возможно, просто оставались инертными. Но во время встреч облака толкались и сталкивались друг с другом. Это сжало водород до такой степени, что он вызвал огненную бурю рождения звезды.

Судьба этих растянутых звездных скоплений неизвестна. Они могут оставаться гравитационно нетронутыми и эволюционировать в шаровые звездные скопления, подобные тем, которые вращаются за пределами плоскости нашей галактики Млечный Путь. Или они могут рассредоточиться, образовав звездный ореол вокруг родительской галактики, или быть отброшены и стать блуждающими межгалактическими звездами.

Такое звездообразование в виде жемчужной нити, возможно, было более распространено в ранней Вселенной, когда галактики чаще сталкивались друг с другом. Эти ближайшие галактики, наблюдаемые Хабблом, являются отражением того, что произошло давным-давно, и, следовательно, являются лабораториями для изучения далекого прошлого.

Информация от: ЕКА/Информационным центром Хаббла.