Хаббл сфотографировал NGC 941, спиральную галактику с взрывным прошлым

Хаббл сфотографировал галактику с взрывным прошлым

Изображение спиральной галактики NGC 941, сделанное космическим телескопом «Хаббл» НАСА. Фото: ЕКА/Хаббл и НАСА, К. Килпатрик.

На этом изображении, полученном космическим телескопом Хаббла НАСА, изображена спиральная галактика NGC 941, которая находится примерно в 55 миллионах световых лет от Земли. Усовершенствованная камера для обзоров (ACS) Хаббла собрала данные, которые позволили создать это изображение. Прекрасная NGC 941, несомненно, является главной достопримечательностью этого вида; однако туманная галактика не была мотивацией для сбора данных. Это отличие принадлежит астрономическому событию, произошедшему в галактике много лет назад: сверхновой SN 2005ad.

Местоположение этой поблекшей сверхновой наблюдалось в рамках исследования множества сверхновых, богатых водородом, также известных как сверхновые типа II, чтобы лучше понять окружающую среду, в которой происходят определенные типы сверхновых. Хотя исследование проводили профессиональные астрономы, сама SN 2005ad обязана своим открытием выдающемуся астроному-любителю по имени Коити Итагаки, который открыл более 170 сверхновых.

Это может поднять вопрос о том, как астроном-любитель мог обнаружить что-то вроде события сверхновой раньше, чем профессиональные астрономы, имеющие доступ к телескопам, таким как Хаббл. Обнаружение сверхновых — это сочетание навыков, возможностей и удачи. Большинство астрономических событий происходят в течение промежутков времени, которые затмевают человеческую жизнь, но взрывы сверхновых происходят чрезвычайно быстро, появляются очень внезапно, а затем становятся ярче и тускнеют в течение нескольких дней или недель.

Другим аспектом является время: для обработки и анализа данных, полученных за несколько часов наблюдений с помощью таких телескопов, как Хаббл, могут потребоваться недели, месяцы, а иногда даже годы. Астрономы-любители могут проводить гораздо больше времени, активно наблюдая за небом, и иногда имеют чрезвычайно впечатляющие системы телескопов, компьютеров и программного обеспечения, которые они могут использовать.

Поскольку такие любители, как Итагаки, обнаруживают так много сверхновых, на самом деле существует онлайн-система, которая сообщает о них (сервер временных имен). Эта система очень помогает профессиональным астрономам, поскольку время действительно имеет решающее значение при возникновении сверхновых. После сообщения об открытии SN 2005ab профессиональные астрономы смогли провести спектроскопические исследования и подтвердить, что она является сверхновой типа II, что в конечном итоге привело к тому, что Хаббл изучил ее местоположение. Такое исследование было бы невозможно без богатой библиотеки каталогизированных сверхновых, созданной зоркими глазами астрономов-любителей.