Исследование изучает химический состав бедной металлами звезды HD 1936.

Эволюционный статус HD 1936. Фото: Чалышкан и др., 2024 г.

Используя Крейкенскую обсерваторию Университета Анкары (AUKR) в Турции, астрономы провели спектроскопические наблюдения с высоким разрешением звезды с низким содержанием металлов, известной как HD 1936. Результаты кампании наблюдений, опубликованные 15 февраля на сервере препринтов arXiv, проливают больше света на химический состав этой звезды.

Звезды с низким содержанием металлов — редкие объекты: всего несколько тысяч звезд с повышенным содержанием железа. [Fe/H] ниже -2,0 были обнаружены на сегодняшний день. Расширение пока еще короткого списка звезд с низким содержанием металлов и детальное изучение этих объектов имеет большое значение для астрономов, поскольку такие звезды могут улучшить наши знания о химической эволюции Вселенной.

HD 1936 (также известная как HIP 1873) — очень яркая бедная металлами звезда спектрального класса G5, расположенная на расстоянии около 1000 световых лет от нас, в галактическом гало. Возраст звезды, предположительно, около 10 миллиардов лет, по оценкам, как минимум в 10 раз больше Солнца, а ее масса, скорее всего, составляет от 0,9 до 3,0 солнечных масс. Некоторые исследования показали, что у звезды есть субзвездный компаньон с массой около 18,35 массы Юпитера.

Хотя предыдущие наблюдения определили параметры атмосферы HD 1936, детальное химическое исследование этой звезды пока не проводилось. Именно поэтому группа турецких астрономов под руководством Шеймы Чалышкана из Университета Анкары решила исследовать HD 1936 с помощью спектрографа Whoppshel, установленного на 0,8-метровом телескопе AUKR Берахитдина Альбайрака.

«Мы представляем химическое содержание очень яркой звезды с низким содержанием металлов HD 1936 на основе данных высокого разрешения и высокого отношения сигнал-шум. [signal-to-noise ratio] спектры от AUKR», — пишут исследователи.

Команде удалось получить содержание 29 видов атомов для HD 1936. Металличность звезды была определена на уровне -1,74, что в целом согласуется с предыдущими оценками.

Наблюдения показали, что HD 1936 не обогащена углеродом и демонстрирует свет, а также соотношение содержания элементов с нечетным Z, в основном совместимое с таковым у звезд поля с низким содержанием металлов. Соотношение содержания натрия и железа, по-видимому, является субсолнечным, тогда как соотношение содержания алюминия и железа оказалось сверхсолнечным.

Согласно статье, начальное содержание лития для HD 1936 составило примерно 1,01 dex. Это согласуется с тем, что обычно наблюдается у звезд нижней ветви красных гигантов.

Определенные соотношения содержания европия и бария позволили предположить очень незначительное загрязнение исследуемой звезды s-процессом. Это позволило астрономам классифицировать HD 1936 как звезду с умеренно повышенным r-процессом и бедной металлами.

Полученные результаты также позволяют предположить, что HD 1936 может быть звездой второго поколения, образовавшейся в многократно обогащенной среде. Измеренное соотношение содержания магния и углерода указывает на обогащение за счет более чем одной сверхновой.