Исследование определяет звездную массу и происхождение протозвездной системы

Карта пылевого континуума на частоте 341,854 ГГц (0,877 мм) с увеличением источников VLA 1623. Протозвезды обозначены буквами A (для неразрешенных двойных звезд A1 и A2), B и W. Изображение предоставлено: Садавой и др., 2024 г.

Используя Большую миллиметровую/субмиллиметровую решетку Атакамы (ALMA), астрономы провели наблюдения молекулярных линий протозвездной системы под названием VLA 1623. Результаты наблюдательной кампании, опубликованные 18 июня на сервере препринтов arXiv, дают новую информацию о звездной массе и происхождении этой системы.

VLA 1623 — это глубоко укоренившаяся протозвездная система в области звездообразования Змееносца А, находящаяся на расстоянии около 456 световых лет от нас. Это одна из редких протозвездных систем с доказанным кеплеровским вращением.

Система состоит из трех компонентов: VLA 1623A, VLA 1623B и VLA 1623W. VLA 1623A — тесная двойная звезда класса 0, окруженная круговым диском, расстояние между компонентами (А1 и А2) составляет около 30 а.е. VLA 1623B — протозвезда класса 0, расположенная примерно в 130 а.е. к западу от VLA 1623A и ​​связанная с диском, видимым с ребра. VLA 1623W — протозвезда класса I, расположенная примерно в 1300 астрономических единицах к западу от двойной звезды А и также связанная с диском, видимым с ребра.

Недавно группа астрономов под руководством Сары И. Садавой из Королевского университета в Канаде использовала ALMA для наблюдения VLA 1623 и пролила больше света на ее свойства.

«Мы представляем новые наблюдения молекулярных линий ALMA в системе VLA 1623. «Мы сосредотачиваемся в первую очередь на наблюдениях C17O (3–2), которые отслеживают диски протозвезд и показывают градиенты скорости, соответствующие вращению Кеплера», — объясняют исследователи.

Используя наблюдения ALMA, команда смогла определить звездные массы компонентов VLA 1623. Было обнаружено, что две звезды VLA 1623A, VLA 1623B и VLA 1623W имеют массы примерно 0,27, 1,9 и 0,64 солнечной массы соответственно.

Результаты нового исследования позволяют предположить, что VLA 1623W может быть сопутствующим источником. Нельзя исключить, что это самостоятельный молодой звездный объект на луче зрения. Основываясь на новых измерениях массы и анализе собственного движения звезд, астрономы отвергают сценарий, согласно которому VLA 1623W был выброшен из центрального ядра, как предполагалось в предыдущих исследованиях.

Анализируя собранные данные, авторы статьи приходят к выводу, что VLA 1623A, VLA 1623B и VLA 1623W могли изначально образоваться в результате турбулентной фрагментации. Однако VLA 1623A могла подвергнуться фрагментации диска, образовав плотную двойную звездную систему.

Что касается дисков в системе VLA 1623, наблюдения показывают, что диски вокруг VLA 1623B и VLA 1623W кажутся гравитационно стабильными. Было обнаружено, что средняя доля окружного диска вокруг VLA 1623A составляет 20%, что может указывать на нестабильность и будущую фрагментацию.

Наблюдения также показали, что VLA 1623W, по-видимому, не связана с другими протозвездами. Это говорит о том, что в будущем он может распасться.