Исследователи исследуют корональный выброс массы звезды AB Doradus.

Исследователи изучают корональный выброс массы звезды AB Doradus

Структура поверхностного магнитного поля AB Dor получена на основе спектрополяриметрических наблюдений в декабре 2002 года. Изображение предоставлено: Strickert et al., 2024.

Исследователи из Лейденского университета в Нидерландах провели исследование корональных выбросов массы молодой звезды типа Солнца под названием AB Doradus. Результаты нового исследования, опубликованные 1 августа на сервере препринтов arXiv, могут дать дальнейшее понимание природы этих извержений.

Корональные выбросы массы (CME) — это массивные выбросы намагниченной плазмы от Солнца и звезд. Поскольку солнцеподобные звезды могут быть гораздо более магнитно активными, чем Солнце, ожидается, что они будут иметь еще более частые и энергичные КВМ.

Однако обнаружение звездных корональных выбросов массы является сложной задачей, и астрономы ищут косвенные доказательства таких событий, используя различные методы. Например, они определяют затемнение короны – сильное, но временное снижение излучения крайнего ультрафиолета и мягкого рентгеновского излучения.

Предполагается, что при распространении КВМ эвакуированная масса за фронтом ударной волны КВМ практически не вносит вклад в излучение короны в рентгеновском и крайнем ультрафиолетовом диапазонах, что приводит к ослаблению кривых блеска.

AB Doradus, или сокращенно AB Dor (также известная как HD 36705), — быстро вращающаяся молодая звезда солнечной массы, расположенная примерно в 49,5 световых годах от нас. Звезда входит в четверную систему, имеет сильное магнитное поле, период вращения около 0,51 дня и ее возраст оценивается в 120 миллионов лет.

Предыдущие наблюдения показали, что AB Dor — это вспыхивающая звезда, активность которой периодически возрастает и что на ней больше звездных пятен, чем на Солнце. Кроме того, у этой звезды были обнаружены события коронального потемнения, указывающие на корональные выбросы массы.

Сейчас группа астрономов под руководством Маркуса Стрикерта из Лейденского университета исследует наличие КВМ на AB Dor. С этой целью они провели параметрическое исследование с 21 моделированием событий КВМ на этой высокоширотной звезде.

Оказалось, что половина смоделированных событий привела к эруптивным КВМ, а другая половина — к ограниченным КВМ. Было обнаружено, что КВМ, образовавшиеся в открытых регионах, с большей вероятностью будут изверженными, чем те, которые образовались в закрытых регионах.

Кроме того, исследование показало, что четыре эруптивных КВМ из закрытых областей имели высокую свободную магнитную энергию, составляющую не менее 300 дециллионов эрг. В целом КВМ в областях с закрытым полем демонстрировали более низкую кинетическую энергию, поскольку часть энергии КВМ использовалась для преодоления магнитной деформации и разрушения вышележащего поля.

В заключение авторы статьи отмечают, что их исследования улучшают наше понимание возникновения КВМ на таких звездах, как AB Dor.

«Наша работа объясняет, как извержения КВМ, подобные тем, о которых сообщили Верониг и др. (2021), возможно, даже происходит у таких звезд, как AB Dor, чьи сильные перекрывающие магнитные поля должны приводить к более ограниченным КВМ», — заключают исследователи.