Яркий портрет взаимодействующих галактик отмечает вторую годовщину Уэбба

«Вечеринка пингвинов» звучит громко. Искаженная спиральная галактика в центре, Пингвин, и компактная эллиптическая галактика слева, Яйцо, заключены в активное объятие. Новое изображение в ближнем и среднем инфракрасном диапазоне, полученное космическим телескопом Джеймса Уэбба, полученное во время второго года исследований, показывает, что их взаимодействие характеризуется слабым голубым свечением в форме перевернутой буквы U. Изображения предоставлены: НАСА, ЕКА, ККА, STScI.

Дуэт взаимодействующих галактик отмечает вторую научную годовщину космического телескопа НАСА Джеймса Уэбба, который постоянно проводит наблюдения, включая изображения и очень подробные данные, называемые спектрами. Результатом его деятельности стал «парад» открытий астрономов всего мира.

«С тех пор, как два года назад президент Байден и вице-президент Харрис представили первое изображение, полученное космическим телескопом Джеймса Уэбба, Уэбб продолжает раскрывать тайны Вселенной». сказал администратор НАСА Билл Нельсон. «Благодаря замечательным изображениям со всех уголков космоса, относящимся почти к началу времен, способности Уэбба проливают новый свет на нашу небесную среду и вдохновляют будущие поколения ученых, астрономов и исследователей».

«Всего за два года Уэбб изменил наш взгляд на Вселенную и позволил создать науку мирового уровня, которая побудила НАСА сделать эту миссию реальностью». сказал Марк Клэмпин, директор отдела астрофизики штаб-квартиры НАСА в Вашингтоне.

«Уэбб дает представление о давних загадках ранней Вселенной и открывает новую эру исследования далеких миров. В то же время он предоставляет изображения, которые вдохновляют людей во всем мире и поднимают новые захватывающие вопросы, на которые нужно ответить. Никогда раньше «Это делает возможным исследование всех аспектов Вселенной».

Специализация телескопа на обнаружении инфракрасного света – за пределами того, что могут воспринимать наши глаза – показывает, что эти галактики, известные под общим названием Arp 142, вовлечены в медленный космический танец. Наблюдения Уэбба, сочетающие ближний и средний инфракрасный свет от NIRCam Уэбба (камера ближнего инфракрасного диапазона) и MIRI (прибор среднего инфракрасного диапазона) соответственно, ясно показывают, что они соединены дымкой, показанной синим цветом, которая представляет собой смесь звезд и газа в результате их смешивания.

Их продолжающееся взаимодействие началось от 25 до 75 миллионов лет назад, когда пингвин (индивидуально каталогизированный как NGC 2936) и яйцо (NGC 2937) совершили свой первый проход. Они будут продолжать колебаться взад и вперед, совершив еще несколько циклов, прежде чем через сотни миллионов лет сольются в единую галактику.

До их первого приближения пингвин имел форму спирали. Сегодня его галактический центр светится, как глаз, а вытянутые руки образуют клюв, голову, позвоночник и распушенный хвост.

Как и все спиральные галактики, Галактика Пингвин по-прежнему очень богата газом и пылью. «Танец» Гравитация притягивала более тонкие области газа и пыли на поверхности пингвина, заставляя их сталкиваться волнами и образовывать звезды. Ищите эти области в двух местах: что-то похожее на «клюв» рыбы и «перья» на «хвосте».

Эти новые звезды окружены дымоподобным материалом, содержащим углеродсодержащие молекулы, называемые полициклическими ароматическими углеводородами, которые Уэбб обладает превосходной способностью видеть. Пыль, видимая как более слабые, темно-оранжевые дуги, также плывет от перьев клюва к перьям хвоста.

Напротив, компактная форма яйца практически не изменилась. Будучи эллиптической галактикой, она полна стареющих звезд и имеет гораздо меньше газа и пыли, которые могут быть вытянуты для образования новых звезд. Если бы обе галактики были спиральными, каждая из них закончилась бы первой. «Закрутка» с образованием новых звезд и завитками, называемыми приливными хвостами.

• Яркий портрет взаимодействующих галактик отмечает вторую годовщину Уэбба

Изображение взаимодействующих галактик Arp 142, полученное Уэббом в среднем инфракрасном диапазоне, кажется, окрашено в основные цвета. Фон космоса подобен зияющей тьме, усеянной яркими разноцветными бусинами. Изображения предоставлены: НАСА, ЕКА, ККА, STScI.

• Яркий портрет взаимодействующих галактик отмечает вторую годовщину Уэбба

Два пингвина, два яйца – две совершенно разные цветовые схемы. Изображения предоставлены: НАСА, ЕКА, ККА, STScI.

Еще одна причина нетронутого внешнего вида яйца: эти галактики имеют примерно одинаковую массу или вес, поэтому меньший на вид эллипс не был проглочен или искажен пингвином.

По оценкам, пингвин и яйцо находятся на расстоянии около 100 000 световых лет друг от друга — довольно близко с астрономической точки зрения. Для сравнения: Млечный Путь и наш ближайший сосед, Галактика Андромеды, находятся на расстоянии около 2,5 миллионов световых лет друг от друга. Они также будут взаимодействовать друг с другом, но только примерно через 4 миллиарда лет.

Теперь посмотрите в правый верхний угол и найдите галактику, которой нет на этой вечеринке. Эта галактика, вид сбоку, каталожный номер PGC 1237172, находится на 100 миллионов световых лет ближе к Земле. Оно также довольно молодо и изобилует новыми голубыми звездами.

Хотите еще один трюк для вечеринки? Переключитесь на изображение Уэбба, сделанное только в средней инфракрасной области, и увидите, как PGC 1237172 практически исчезает. Средний инфракрасный свет улавливает в основном более холодные, старые звезды и невероятное количество пыли. Поскольку звездное население галактики очень молодо, оно «исчезает» в среднем инфракрасном диапазоне.

Также найдите время, чтобы взглянуть на фон. Изображение Уэбба полно далеких галактик. Некоторые имеют спиральную и овальную форму, например, те, что проходят через изображение пингвина. «Хвостовые перья», а другие, разбросанные повсюду, представляют собой бесформенные точки. Это свидетельство чувствительности и разрешения инфракрасных инструментов телескопа. (Сравните вид Уэбба с наблюдениями 2018 года, которые сочетают в себе инфракрасный свет бывшего космического телескопа НАСА «Спитцер» и ближний инфракрасный и видимый свет космического телескопа НАСА «Хаббл».)

Хотя эти наблюдения продолжались всего несколько часов, Уэбб обнаружил гораздо более далекие, красные и пыльные галактики, чем предыдущие телескопы – еще одна причина полагать, что Уэбб продолжит расширять наше понимание всего во Вселенной в будущем.

Информация от: Научным институтом космического телескопа.