JWST раскрывает структуру пыли возле сверхмассивной черной дыры

Трехцветное изображение галактики ESO 428-G14, полученное космическим телескопом Джеймса Уэбба. Изображение предоставлено: НАСА, JWST

Группа международных ученых под руководством исследователей из Университета Ньюкасла использовала космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST), чтобы обнаружить скрытую завесу пыли в галактике на расстоянии 70 миллионов световых лет от Земли.

Это исследование неожиданно обнаружило, что энергия, нагревающая пыль, исходит от столкновений газов, текущих со скоростью, близкой к скорости света (ударные волны), а не от излучения сверхмассивной черной дыры галактики.

Исследование, проведенное Худой Хайдаром, докторантом кафедры математики, статистики и физики, было опубликовано в «Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества».

Хоуда и ее команда являются членами исследования галактической активности, тора и оттока (GATOS), международного сотрудничества, которое изучает центры близлежащих галактик с использованием JWST. Команда из Университета Ньюкасла работала над одними из первых когда-либо проведенных специальных наблюдений JWST.

«Возможность работать с эксклюзивными данными JWST и получать доступ к этим потрясающим изображениям раньше всех остальных — это просто потрясающе», — сказал Хоуда. «Мне невероятно повезло быть частью команды GATOS. Тесное сотрудничество с ведущими экспертами в этой области — настоящая привилегия».

JWST раскрывает структуру пыли возле сверхмассивной черной дыры

Фото предоставлено: Университет Ньюкасла.

Пыль возле сверхмассивных черных дыр

Астрономы определяют активное ядро ​​галактики (АЯГ) как сверхмассивную черную дыру с массами от миллионов до миллиардов солнечных, которая растет за счет поглощения газа. Во многих АЯГ плотные облака пыли и газа, питающие ядро, также скрывают его от наблюдателей на Земле.

Инфракрасное зрение JWST проникает сквозь эту пыль и обнаруживает скрытое ядро. В то же время острый глаз телескопа позволяет нам впервые рассмотреть детальную структуру этой пыли на расстоянии сотен световых лет.

Новые изображения JWST, полученные с ESO 428-G14, показывают, что большая часть пыли вблизи сверхмассивной черной дыры распределена вдоль радиоджета. Неожиданно исследование обнаружило тесную связь между пылью и радиоджетом, предполагая, что сама струя может быть ответственна за нагрев и формирование наблюдаемой пыли.

Доктор Дэвид Росарио, преподаватель Университета Ньюкасла и соавтор исследования, сказал: «Существует много споров о том, как АЯГ выделяют энергию в окружающую среду. Мы не ожидали, что радиоджеты причинят такой ущерб. И тем не менее, это именно так».

Изучая пыль возле сверхмассивных черных дыр, мы узнаем, как галактики перерабатывают свой материал. В конечном итоге это помогает нам понять процессы, посредством которых сверхмассивные черные дыры влияют на галактики, в том числе на нашу собственную.

Информация от: Университетом Ньюкасла