Китай создает атлас Луны в высоком разрешении

Несколько космических агентств планируют отправить пилотируемые миссии в южный полярный регион Луны в этом и следующем десятилетии. Более того, они намерены создать инфраструктуру, которая позволит обеспечить устойчивое присутствие человека, исследования и экономическое развитие. Это требует предварительного изучения местной географии, ресурсов и потенциальных опасностей и разработки навигационных стратегий, которые не полагаются на систему глобального позиционирования (GPS). В воскресенье, 21 апреля, Китайская академия наук (CAS) опубликовала первый полный геологический атлас Луны в высоком разрешении.

Этот набор геологических карт масштаба 1:2,5 миллиона содержит основные географические данные для будущих исследований Луны. По данным Института геохимии Китайской академии наук (CAS), в том включены данные о 12 341 кратере, 81 ударном бассейне, 17 типах литологии, 14 типах структур и другая геологическая информация о лунной поверхности. Эти данные будут иметь основополагающее значение для усилий Китая по выбору места для своей Международной лунной исследовательской станции (ILRS), а также могут оказаться полезными для планировщиков НАСА при выборе места для базового лагеря Артемиды.

W020240422373815577891 1 - Китай создает атлас Луны в высоком разрешении
Фото: CAS, раздаточный материал агентства Синьхуа.

Оуян Цзыюань и Лю Цзяньчжун, профессор-исследователь и старший научный сотрудник Института геохимии КАН (соответственно), курировали эти усилия. С 2012 года они возглавляют команду из более чем 100 ученых и картографов из соответствующих исследовательских институтов. Команда потратила более десяти лет на сбор данных научных исследований, полученных с помощью множества орбитальных аппаратов, посадочных модулей и вездеходов, которые являются частью Китайской программы исследования Луны (Чанъэ), а также других исследований о происхождении и эволюции Луны.

По данным CAS, атлас включает «обновленную лунную геологическую шкалу времени» для «объективного» изображения геологической эволюции Луны, включая лунную тектонику и вулканическую активность, которая когда-то имела место. В результате объем мог быть значительным не только с точки зрения исследования Луны и выбора места. Тем не менее, это также может улучшить наше понимание формирования и эволюции Земли и других планет земной группы Солнечной системы – Меркурия, Венеры и Марса. Как отметил Цзяньчжун в пресс-релизе CAS,

«За последние десятилетия мир стал свидетелем значительного прогресса в области исследования Луны и научных исследований, которые значительно улучшили наше понимание Луны. Однако лунные геологические карты, опубликованные в эпоху Аполлона, не менялись уже около полувека и до сих пор используются для геологических исследований Луны. С улучшением лунных геологических исследований эти старые карты больше не могут отвечать потребностям будущих научных исследований и освоения Луны».

W020240422373816269492 - Китай создает атлас Луны в высоком разрешении
Фото: CAS, раздаточный материал агентства Синьхуа.

Цзяньчжун также утверждает, что атлас может помочь в сборе образцов на Луне в будущем. Сюда входит миссия «Чанъэ-6» (состоящая из орбитального аппарата и посадочного модуля), которая стартовала в прошлую пятницу (3 мая). Элемент орбитального аппарата достигнет Луны через несколько дней, а посадочный элемент, как ожидается, приземлится на обратной стороне Луны к началу июня. К 2026 году к ней присоединится миссия «Чанъэ-7», состоящая из орбитального аппарата, посадочного модуля, вездехода и мини-зонда. Пока «Чанъэ-6» будет получать образцы лунного грунта и горных пород, «Чанъэ-7» будет исследовать ресурсы и получать образцы водяного льда и летучих веществ.

По словам Грегори Михаэля, старшего научного сотрудника Свободного университета Берлина, выпуск этого атласа представляет собой кульминацию десятилетий работы, и не только китайских ученых:

«Эта карта, в частности, является первой в глобальном масштабе, на которой использованы все данные эпохи после Аполлона. Он опирается на достижения международного сообщества за последние десятилетия, а также на весьма успешную программу Китая в Чанъэ. Он станет отправной точкой для каждого нового вопроса лунной геологии и станет основным ресурсом для исследователей, изучающих лунные процессы всех видов».

Помимо обновления данных о лунных особенностях и геологии, новые карты, как сообщается, удваивают разрешение карт эпохи Аполлона. Эти карты были составлены Геологической службой США в 1960-х и 70-х годах с использованием данных миссий «Аполлон». Среди них была глобальная карта масштаба 1:5 000 000, хотя другие региональные карты и карты, показывающие местность вблизи мест посадки Аполлона, были более высокого разрешения. С тех пор геологическая и географическая информация о Луне значительно продвинулась вперед, что требует обновленных карт, отражающих цель возвращения на Луну с намерением остаться там.

W020240422373819747996 - Китай создает атлас Луны в высоком разрешении
Фото: CAS, раздаточный материал агентства Синьхуа.

В добавок к Геологический атлас Лунного шараCAS также выпустил книгу под названием Карта четырехугольников Геологического атласа Луны. Этот документ включает 30 секторных диаграмм, которые в совокупности образуют визуализацию всей лунной поверхности. Оба доступны на китайском и английском языках, интегрированы в цифровую платформу под названием Digital Moon и в конечном итоге станут доступны международному исследовательскому сообществу.

Дополнительная литература: CAS