Космический телескоп Джеймса Уэбба: Наконец, край Вселенной и за ее пределами

Космический телескоп Джеймса Уэбба: наконец, край Вселенной и за ее пределами

Глубокое поле. Авторы и права: НАСА, ЕКА, ККА, STSCI.

Космический телескоп Джеймса Уэбба, запущенный в 2021 году на Рождество, является самой сложной, точной и мощной космической обсерваторией из когда-либо построенных.

Непревзойденное разрешение и сложность телескопа в немалой степени обусловлены множеством передовых устройств, которые он содержит, включая камеру наведения и научный инструмент, разработанный исследователями из Института исследований экзопланет (iREx) Университета Монреаля.

Теперь те же ученые под руководством Рене Дойона, профессора кафедры физики UdeM, могут увидеть плоды своих усилий и опыта, поскольку первоначальные данные, полученные телескопом, были обнародованы.

Первая фотография, сделанная Джеймсом Уэббом, была опубликована президентом США Джо Байденом 11 июля 2022 года и отличается беспрецедентным цветом и четкостью. Это самое глубокое и четкое инфракрасное изображение далекой Вселенной: скопление галактик образовалось более 13 миллиардов лет назад.

Еще четыре изображения были затем представлены в прямом эфире 12 июля из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд. На изображениях с беспрецедентной резкостью были показаны туманности Киля и Южного кольца, а также Квинтет Стефана, визуальная группа из пяти галактик.

Также была обнародована первая в истории спектроскопия Джеймса Уэбба экзопланеты WASP-96 b, расположенной на расстоянии 1000 световых лет от Земли. Используя этот метод для определения химического состава удаленного объекта, телескоп уловил отчетливые признаки воды, а также следы облаков и дымки.

Натали Уэллетт, астрофизик, координатор iREx и специалист по коммуникациям телескопа Джеймса Уэбба, рассказывает нам больше об этих замечательных изображениях.

Космический телескоп Джеймса Уэбба: наконец, край Вселенной и за ее пределами

Карен Набула. Авторы и права: НАСА, ЕКА, ККА, STSCI.

На изображениях были видны облака газа и пыли, выброшенные умирающими звездами, галактические взаимодействия и до сих пор невидимые зоны рождения звезд. Какие открытия вы считаете наиболее значимыми?

Во-первых, меня, как и широкую публику, поразила красота изображений — они такие изысканные! Во-вторых, сложно сказать, какой образ мне больше всего нравится, наверное, это как выбрать любимого ребенка.

Спектр экзопланеты мне больше всего нравится, потому что его сделал канадский прибор, а также потому, что он доказал наличие воды и облаков, что позволило нам исправить открытия, основанные на менее точных и конфиденциальных данных. Обычно, когда вы смотрите на экзопланеты, данные не всегда совпадают; Иначе обстоит дело с Джеймсом Уэббом, чьи данные оказались точными и чистыми и выявили некоторые невероятные вещи.

Кроме того, поскольку мои исследования сосредоточены на формировании и эволюции галактик, я нашел изображение Квинтета Стефана впечатляющим, дающим новое представление о том, как галактические взаимодействия могли стимулировать эволюцию галактик в ранней Вселенной.

Значит, эти изображения действительно беспрецедентны для человеческого глаза?

Да, потому что они излучают свет, который не может видеть человеческий глаз. Телескоп Хаббл изучал в основном видимый свет, но Джеймс Уэбб смотрит в инфракрасный диапазон, что позволяет нам обнаруживать различные явления.

Например, туманности — несколько загадочные объекты, потому что они очень пыльные; много газа, блокирующего видимый свет. Однако с помощью инфракрасного излучения мы можем проникнуть сквозь пыль и получить изображения, подобные изображениям туманностей Южного кольца и Киля.

Кредит: Университет Монреаля.

Являются ли фотографии результатом какой-то манипуляции?

Да, и команда, создавшая изображения для презентации, потрясающая. Помните, сделать невидимый свет видимым — непростая задача. Это потребовало работы художников и ученых, которые смогли преобразовать инфракрасное излучение в цвета, которые мы видим. Причем цвета выбраны не случайно: они служат для подчеркивания определенных научных и художественных сторон предметов.

Что астрофизики смогут сделать с фотографиями, представленными сегодня?

Предстоит еще много анализа. Снимки были сделаны всего за несколько дней, если не недель. Мы даже не говорим о месяцах!

Это все равно, что открыть шкатулку, полную драгоценностей. Мы хотим посмотреть на все индивидуально и внимательно. На изображениях можно многое узнать. Как будто в каждом пикселе скрыта галактика. Открытия кажутся бесконечными.

Научная работа телескопа также только началась. Ученые и астрономы со всего мира начинают овладевать телескопом для собственных проектов.

И что дальше будет с вами в iREx's, где вы будете использовать Webb?

Одна из первых и самых интересных программ, которые будет реализована с Джеймсом Уэббом, — это наблюдение планет в системе TRAPPIST-1. Это крупнейшая канадская программа за первый год, которую возглавляет доктор философии Университета Монреаля. студентка Оливия Лим. Как и в случае с экзопланетой, представленной сегодня, Оливия будет смотреть на атмосферу этих экзопланет, которые скалистые и поэтому могут напоминать Землю. Мы ищем своего рода двойника Земли и, возможно, найдем его в системе TRAPPIST-1.

Информация от: Монреальским университетом