Красные гиганты предлагают новый способ измерения расстояний во Вселенной

Уже почти три десятилетия стало ясно, что расширение Вселенной ускоряется. Некая неизвестная величина, получившая драматическое название «темная энергия», раздвигает Вселенную. Но скорость, с которой увеличивается расширение Вселенной – называемая постоянной Хаббла – еще не сведена к единому числу.

Не из-за отсутствия попыток.

На самом деле существует несколько способов его измерения. Проблема в том, что эти методы не согласуются друг с другом. Каждый из них дает разные цифры, что представляет собой запутанную и захватывающую загадку. Это означает, что, если мы внимательно посмотрим, мы можем открыть новую физику.

Эта загадка известна как напряжение Хаббла, и она становится все более неразрешимой по мере того, как методы измерений становятся все более точными. Поэтому астрономы ищут новые и лучшие способы измерения расширения Вселенной.

В новой статье на этой неделе трое швейцарских ученых описывают метод значительного улучшения одной из методик измерения.

В этом методе используется определенная группа красных гигантов: старые звезды, которые сожгли большую часть водорода в своих ядрах. С возрастом красные гиганты становятся больше, менее плотными и тусклыми. Но в определенный момент своей эволюции они переходят от сжигания водорода к сжиганию гелия, и это изменение приводит к резкому увеличению яркости. Считается, что звезды на этом этапе своей жизни достигли «конушки ветки красных гигантов», или TRGB.

Когда звезды в TRGB зажигают гелий, они достигают известного, надежно измеренного уровня яркости: они становятся «стандартными свечами», что делает измерения расстояний между ними более точными.

Но эта яркость не совсем постоянна: существуют колебания – звуковые волны, пробегающие по слоям звезды. Ученые знали об этих акустических колебаниях из предыдущих исследований звездной эволюции, но они еще не были учтены в попытках разрешить напряженность Хаббла.

Именно это и призван сделать новый документ.

«Молодые красные гиганты вблизи TRGB немного менее яркие, чем их старшие собратья», — говорит ведущий автор Ричард Андерсон. «Акустические колебания, которые мы наблюдаем как колебания яркости, позволяют нам понять, с каким типом звезд мы имеем дело: более старые звезды колеблются с более низкой частотой – точно так же, как баритон поет более глубоким голосом, чем тенор!»

«Теперь, когда мы можем различать возраст красных гигантов, составляющих TRGB, мы сможем на основе этого улучшить измерение постоянной Хаббла», — говорит Андерсон.

Это хорошая новость, обеспечивающая новую уверенность в нашем понимании того, как расширяется Вселенная. Однако само по себе это вряд ли разрешит напряженность вокруг Хаббла. Самый большой разрыв между различными измерениями постоянной Хаббла наблюдается между недавними наблюдениями Вселенной: сверхновыми типа 1А, переменными цефеид, килоновыми звездами и красными гигантами; и наблюдения ранней Вселенной: особенно космического микроволнового фона.

Это напряжение остается. Тем не менее, чем больше мы можем быть уверены в точности наших измерений, тем больше мы можем быть уверены в том, что в том, как работает Вселенная, есть что-то новое, ожидающее своего открытия. Учет TRGB-колебаний является конкретным шагом в этом направлении.

Узнать больше:

«Баритон «Красных гигантов» уточняет измерения космических расстояний». ЭПФЛ.

Ричард Андерсон, Нолан Коблишке и Лоран Эйер, «Красные гиганты малой амплитуды объясняют природу кончика ветви красного гиганта как стандартной свечи». АпЖЛ, 7 марта 2024 г.