Мощные джеты из черной дыры порождают звездные скопления

Сверхмассивные черные дыры представляют собой беспорядочные питатели, и когда они поглощают слишком много материала, они могут выбрасывать струи высокой энергии в окружающую Вселенную. Астрономы обнаружили одно из самых мощных извержений, когда-либо наблюдавшихся, произошедшее из черной дыры, находящейся на расстоянии 3,8 миллиарда световых лет от нас. Мощные джеты выдувают полости в межгалактическом пространстве и вызывают образование огромной цепочки звездных скоплений.

Черная дыра является частью массивного скопления галактик SDSS J1531, которое содержит сотни отдельных галактик, и все эти галактики имеют огромные резервуары горячего газа и темной материи. Использование нескольких телескопов для многоволновых наблюдений, в том числе рентгеновской обсерватории «Чандра», радиотелескопа с низкочастотной решеткой (LOFAR), большой миллиметровой и субмиллиметровой решетки в Атакаме (ALMA), многообъектного спектрографа Gemini (GMOS) телескопа Gemini North и Очень Большая Массив (VLA) — астрономы смогли различить, что две центральные галактики находились в процессе крупного слияния. Слияние активировало сверхмассивную черную дыру в центре одной из крупных галактик, которая произвела чрезвычайно мощную струю. Когда струя двигалась в пространстве, она отталкивала окружающий горячий газ от черной дыры, создавая гигантскую полость.

Слияние и образовавшиеся струи из черной дыры создали замечательную и ошеломляющую цепочку из 19 молодых звездных сверхскоплений, оплетающую две галактики, как нить бус.

В своей статье астрономы заявили, что динамическая среда SDSS J1531 представляет собой прекрасную лабораторию для изучения взаимодействия между слияниями, а их многоволновые исследования позволили им раскрыть происхождение и эволюцию комплекса звездообразования «бусинки на веревке».

«Мы реконструировали вероятную последовательность событий в этом скоплении, которые произошли на широком диапазоне расстояний и во времени», — сказал соавтор Грант Трембле из Гарвардского и Смитсоновского центра астрофизики CfA). «Все началось с того, что черная дыра размером в крошечную долю светового года образовала полость шириной почти 500 000 световых лет. Это единственное событие положило начало формированию молодых звездных скоплений почти 200 миллионов лет спустя, каждое диаметром в несколько тысяч световых лет».

beads labeled - Мощные джеты из черной дыры порождают звездные скопления
Размеченное изображение многоволнового изображения SDSS J1531. Авторы и права: Рентген: NASA/CXC/SAO/O. Оморуйи и др.; Оптический: НАСА/ЕКА/STScI/G. Трембле и др.; Радио: АСТРОН/ЛОФАР; Обработка изображений: NASA/CXC/SAO/N. Волк.

Рентгеновское зрение Чандры позволило ученым увидеть крылатые выбросы в ярких рентгеновских лучах, которые отслеживали плотный газ вблизи центра SDSS J1531. Было сказано, что эти крылья составляют край полости, а затем LOFAR обнаружил радиоволны от остатков энергичных частиц джета, заполняющих гигантскую полость. В совокупности эти данные представляют собой убедительное свидетельство древнего мощного взрыва.

Осасе Оморуйи, также из CfA, который руководил исследованием, сравнил обнаружение этой полости с раскопками захороненного окаменелости.

«Мы уже смотрим на эту систему такой, какой она существовала четыре миллиарда лет назад, вскоре после образования Земли», — сказала она. «Эта древняя полость, окаменелость воздействия черной дыры на родительскую галактику и ее окрестности, рассказывает нам о ключевом событии, которое произошло почти 200 миллионов лет назад в истории скопления».

Hubble elliptical galaxy mergerS - Мощные джеты из черной дыры порождают звездные скопления
На этом изображении космического телескопа Хаббл, сделанном в 2014 году, показаны две галактики (желтые, в центре) из скопления SDSS J1531, которые, как обнаружено, сливаются в одну, и видна «цепочка» молодых звездных сверхскоплений, обвивающихся вокруг ядер галактик. Галактики окружены синим кольцом яйцеобразной формы, возникшим из-за огромной гравитации скопления, отклоняющей свет от других галактик за его пределами. Фото: НАСА/ЕКА/Грант Трембле.

Вы можете узнать больше о снимке этого сверхскопления, сделанном космическим телескопом Хаббл еще в 2014 году.

Астрономы заявили, что часть горячего газа, оттолкнутого от черной дыры, в конечном итоге остыла, образовав холодный и теплый газ. Команда считает, что приливные эффекты двух сливающихся галактик сжали газ по искривленным траекториям, что привело к формированию звездных скоплений в виде бусинок.

Оморуйи и ее коллеги могли видеть радиоволны и полость только из одной струи, но черные дыры обычно выпускают две струи в противоположных направлениях. Это заставило их предположить, что радио- и рентгеновские сигналы от самолета в другом направлении могли затухнуть до такой степени, что их невозможно обнаружить.

«Мы думаем, что наши доказательства этого огромного извержения убедительны, но дополнительные наблюдения с Чандрой и LOFAR подтвердят это дело», — сказал Оморуйи. «Мы надеемся узнать больше о происхождении полости, которую мы уже обнаружили, и найти ожидаемую на другой стороне черной дыры».