Мы пока не можем увидеть первые звезды, но можем увидеть их прямых потомков

Если вы возьмете водород и гелий, запасы которого есть во Вселенной, и дайте им вариться около 13 миллиардов лет, вы получите нас. Мы — потомки первобытных элементов. Мы — пыль первых звезд и многих поколений звезд после них. Так что наш поиск первых звезд космоса — это поиск нашей собственной истории. Хотя мы еще не уловили свет этих первых звезд, некоторые из их прямых потомков могут находиться в нашей галактике.

Первые звезды были массивными. Без каких-либо более тяжелых элементов, которые могли бы их утяжелить, они должны были быть примерно в 300 раз больше нашего Солнца, чтобы вызвать ядерный синтез в их ядре. Из-за своего размера они довольно быстро прошли циклы слияния и прожили очень короткую жизнь. Но взрывы сверхновых, сигнализирующие об их смерти, разбросали более тяжелые элементы, такие как углерод и железо, из которых образовались новые звезды. Крупные звезды второго поколения также погибли как сверхновые и разбросали еще более тяжелые элементы. В результате каждое поколение звезд содержало все больше и больше этих элементов. На астрономическом жаргоне мы говорим, что каждое поколение имеет более высокую металличность.

Конечно, вопрос о том, к какому поколению принадлежит звезда, может быть неясным. Ясно, что самые первые звезды, образовавшиеся полностью из первичного водорода и гелия, являются звездами первого поколения, а звезды, образовавшиеся полностью из остатков первых поколений, являются настоящими звездами второго поколения. Но звезды формируются разного размера, поэтому вполне вероятно, что некоторые массивные звезды второго поколения стали сверхновыми раньше, чем некоторые меньшие звезды первого поколения. Многие ранние звезды могли образоваться в основном из материала первого поколения с примесью пыли второго поколения, в то время как другие образовались в основном из звезд второго поколения с примесью наследия первого поколения. Звезды, подобные нашему Солнцу, вероятно, представляют собой смесь материала нескольких поколений.

halo 1024x1024 - Мы пока не можем увидеть первые звезды, но можем увидеть их прямых потомков
Распределение звезд в нашей галактике. Авторы и права: НАСА, ЕКА и А. Фейлд. [STScI]

Что касается современных звезд, то вместо того, чтобы пытаться определить их поколение, мы классифицируем их на популяции в зависимости от их металличности. Металличность звезды принимается как соотношение железа и гелия. [Fe/He] в логарифмическом масштабе. Население звезд I имеет [Fe/He] по крайней мере -1, что означает, что они содержат 10% содержания железа на Солнце или более. Звезды населения II имеют [Fe/He] менее -1. Третья категория, «Население III», предназначена для настоящих звезд первого поколения.

В галактике Млечный Путь большинство звезд в галактической плоскости являются звездами I-го населения, такими как Солнце. Они сформировались намного позже в истории нашей галактики и моложе и содержат больше металлов. Старые звезды населения II обычно находятся в гало, окружающем нашу галактику, или в старых шаровых скоплениях, вращающихся вокруг Млечного Пути. Это имеет смысл, поскольку у более старых звезд было больше времени, чтобы покинуть галактическую плоскость. Учитывая эволюцию нашей галактики, вполне вероятно, что некоторые из звезд населения II в нашем гало действительно являются звездами второго поколения. Но как отличить их от других старых звезд?

Это цель нового исследования, опубликованного на *arXiv*. Он рассматривает как наблюдения далеких квазаров, так и моделирование звезд населения III, чтобы определить металличность звезд действительно второго поколения. Авторы обнаружили, что, хотя звезды второго поколения будут редки в гало Млечного Пути, некоторые из них могут скрываться там. Ключом к их идентификации является не обилие железа по отношению к гелию, а [Fe/He]а скорее соотношение углерода и магния к железу, [C/Fe] и [Mg/Fe].

population 1024x396 - Мы пока не можем увидеть первые звезды, но можем увидеть их прямых потомков
Идентификация звезд с гало второго поколения. Авторы и права: Ванни и др.

Углерод образуется в звездах как часть цикла CNO, который является термоядерным циклом второго уровня после сгорания водорода. Магний — продукт трехстадийного синтеза углерода с гелием. Многие звезды первого поколения взорвались как мощные сверхновые, но некоторые взорвались с меньшей энергией. Эти сверхновые с низкой энергией будут выделять такие элементы, как углерод и магний, но не так много железа. Итак, звезды с исключительно высоким [C/Fe] соотношение, вероятно, образовалось из остаточного материала одной звезды первого поколения. Чем ниже [C/Fe] соотношение, тем более вероятно, что звезда населения II образовалась из звезд первого и второго поколения.

Таким образом, кажется, что ключом к успеху является поиск звезд с гало с помощью [C/Fe] > 2,5. Мы пока не нашли таких звезд, но по мере того, как в сети появляется все больше обзоров неба, это, вероятно, только вопрос времени. Нам все равно придется искать самые далекие галактики, чтобы найти звезду первого поколения, но вскоре мы можем найти одного из их потомков гораздо ближе к дому.

Ссылка: Ванни, Ирен и др. «Охарактеризовывая истинных потомков первых звезд». Препринт arXiv arXiv:2309.07958 (2023).