Наблюдатели обнаруживают внутридневную изменчивость блазара 1ES 1426+42,8.

Наблюдения показывают внутридневную изменчивость блазара 1ES 1426+42,8.

Кривая блеска 1ES 1426+42.8 25 января 2021 г. Источник: Chang et al, 2024.

Астрономы сообщают об открытии внутридневной оптической переменности блазара под названием 1ES ​​1426+42,8. Новые результаты, представленные в статье в сентябрьском номере «Ежемесячных уведомлений Королевского астрономического общества», могут пролить больше света на свойства и природу этого блазара.

Блазары — это очень компактные квазары, связанные со сверхмассивными черными дырами (СМЧД) в центрах активных гигантских эллиптических галактик. Они принадлежат к более крупной группе активных галактик, содержащих активные галактические ядра (АЯГ) и являющихся наиболее многочисленными внегалактическими источниками гамма-излучения. Их характерной чертой являются релятивистские струи, направленные почти прямо на Землю.

Основываясь на свойствах оптического излучения, астрономы делят блазары на два класса: радиоквазары с плоским спектром (FSRQ), которые имеют четкие и широкие линии оптического излучения, и объекты BL Lacertae (BL Lacs), у которых их нет.

1ES 1426+42,8 — BL Lac с красным смещением 0,129, открытая в 1984 году. Это источник предельно малой мощности в ТэВ с высоким синхротронным пиком — более 100 кэВ. Поскольку предыдущие наблюдения 1ES 1426+42.8 были сосредоточены на его высокоэнергетических полосах, оптические свойства этого блазара остаются малоизученными.

По этой причине группа астрономов под руководством Синь Чанга из Юньнаньского университета в Китае решила изучить 1ES 1426+42,8 в оптических диапазонах с помощью 1,02-метрового телескопа Yunnan Observations. Они наблюдали за блазаром 16 ночей с 2021 по 2023 год.

Наблюдения, проведенные командой Чанга, выявили внутридневную изменчивость (IDV) 1ES 1426+42,8 за семь дней. Идентифицированные IDV носят прерывистый характер, и не обнаружено корреляции между уровнем яркости и наличием или отсутствием этих IDV.

Астрономы пояснили, что наблюдаемое IDV 1ES 1426+42.8 можно интерпретировать как результат свертки отдельных синхротронных импульсов, происходящих в турбулентной струе блазара. В случае 1ES 1426+42,8 анализ, проведенный авторами работы, дает 80 импульсов. Распределение размеров радиационных турбулентных ячеек, рассчитанное по результатам подгонки, находится между 2,58 и 54,52 а.е.

В целом результаты, полученные для 1ES 1426+42.8, позволяют предположить, что турбулентность присутствует в большинстве областей струи. Распределение ячеек по размерам оказалось непрерывным.

Исследование также обнаружило возможное кратковременное квазипериодическое колебание (QPO) на кривой блеска 1ES 1426+42,8. QPO был идентифицирован 26 апреля 2022 года и имел период примерно 58,55 минут. Считается, что так называемые QPO возникают, когда рентгеновские лучи испускаются вблизи внутреннего края аккреционного диска, в котором газ движется к компактному объекту, такому как нейтронная звезда или черная дыра.