Наблюдения дают важную информацию о природе двойной звезды белого и коричневого карлика.

Широкополосная кривая блеска WD1032+011, полученная путем интеграции каждого отдельного спектроскопического наблюдения. Источник: Френч и др., 2024 г.

Используя космический телескоп Хаббл (HST), астрономы провели спектрофотометрические наблюдения двойной звезды белого и коричневого карлика с переменным затмением под названием WD1032+011. Результаты их кампании наблюдения, опубликованные 10 сентября на сервере препринтов arXiv, дают важную информацию о природе этой системы.

Двойные звезды, состоящие из белого карлика (WD) и коричневого карлика (BD), как правило, редки, поскольку BD в таких системах должны выжить, если они будут поглощены предшественником WD. Хотя несколько обзоров неба выявили тысячи белых карликов, по прогнозам, только около 0,1-0,5% из них будут иметь компаньона — коричневого карлика.

WD1032+011 — двойная звезда WD–BD с переменным затмением и приливным затвором с орбитальным периодом 0,09 дня и наклонением 87,5 градусов. Эти два объекта находятся на расстоянии около 0,003 а.е. друг от друга, а массы белого карлика (WD1032+011A) и коричневого карлика (WD1032+011B) оцениваются в 0,45 и 0,066 солнечных масс соответственно.

Команда астрономов под руководством Дженни Р. Френч из Университета Лестера, Великобритания, использовала HST для более детального изучения WD1032+011. Для этой цели они использовали широкоугольную камеру HST 3 (WFC3).

«Мы представляем данные спектрофотометрии с временным разрешением затменной двойной звезды белый/коричневый карлик WD1032+011 с помощью широкоугольной камеры 3 космического телескопа Хаббл. «Мы получили широкополосную кривую блеска, показывающую первичное затмение, при котором коричневый карлик полностью затмевает белого карлика», — пишут исследователи в статье.

Наблюдения показали, что коричневый карлик WD1032+011B имеет дневную и ночную температуры 1748 и 1555 К соответственно. Спектральный класс коричневого карлика, скорее всего, оказался пекулярным L1, а собранные данные свидетельствовали о безоблачной атмосфере.

Согласно исследованию, WD1032+011B имеет радиус около 0,1 солнечного радиуса, что означает, что объект раздут, вероятно, из-за постоянного излучения белого карлика. Это делает WD1032+011B единственным известным раздутым коричневым карликом затменной двойной звезды WD–BD.

Белый карлик WD1032+011A имеет радиус около 0,015 солнечного радиуса и эффективную температуру 9950 К. По оценкам астрономов, система WD1032+011 находится на расстоянии около 1020 световых лет от нас и ей не менее пяти миллиардов лет.

На основании полученных результатов авторы статьи предполагают, что WD1032+011 может быть катаклизмической переменной, что соответствует свойствам системы. Однако до сих пор в спектре белого карлика не обнаружено никаких признаков магнетизма, которые могли бы подтвердить эту гипотезу.