Наслаждайтесь пятью новыми изображениями из миссии Евклида

Нам повезло жить в это время. Множество космических телескопов передают нам богатый поток поразительных изображений, который, кажется, никогда не кончится. Каждый из них представляет собой портрет какой-то частички величия природы, обогащенный наукой, стоящей за всем этим. Все, что нам нужно сделать, это насладиться чудом.

Космический телескоп ЕКА «Евклид» — новейший телескоп, пополнивший наши почтовые ящики. Он был запущен 1 июля 2023 года и предоставил первые изображения в ноябре того же года. Теперь у нас есть пять новых изображений Евклида, а также первые научные результаты, полученные с помощью широкоугольного космического телескопа.

«Они дают лишь намек на то, на что способен Евклид».

Валерия Петторино, научный сотрудник проекта ЕКА «Евклид».

Изображения демонстрируют мощь телескопа и его способность решать некоторые из самых глубоких вопросов о Вселенной. Они также впечатляют своим визуальным богатством и тем, что на их наблюдение у телескопа ушло всего 24 часа из ожидаемых шести лет.

«Евклид» — это уникальная, новаторская миссия, и это первые наборы данных, которые будут обнародованы — это важная веха», — говорит Валерия Петторино, научный сотрудник проекта «Евклид» ЕКА. «Изображения и связанные с ними научные открытия впечатляюще разнообразны с точки зрения наблюдаемых объектов и расстояний. Они включают в себя множество научных приложений, но представляют собой всего лишь 24 часа наблюдений. Они дают лишь намек на то, на что способен Евклид. Мы с нетерпением ждем данных еще за шесть лет!»

Главный образ — самый потрясающий и, возможно, самый запоминающийся. На ней изображена Мессье 78, также известная как NGC 2068. Это отражательная туманность и область звездообразования, содержащаяся в огромном комплексе молекулярных облаков Ориона B. Евклид использовал свои инфракрасные возможности, чтобы видеть сквозь пыль, окутывающую область звездообразования. Это позволило нам наиболее детально рассмотреть нити газа и пыли, которые придают этому региону призрачный вид.

Евклид может обнаруживать объекты, которые всего в несколько раз массивнее Юпитера, что является впечатляющим достижением. На изображении M78 он обнаружил более 300 000 объектов в этом диапазоне масс.

Euclid M 78 zoom in - Наслаждайтесь пятью новыми изображениями из миссии Евклида
Эта увеличенная часть изображения Евклида M78 показывает глубину, которую дают изображения телескопа. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Ж. Ансельми. ЛИЦЕНЗИЯ CC BY-SA 3.0 IGO

Одна из целей Евклида — изучение темной материи и ее распределения во Вселенной. Он использует гравитационное линзирование для исследования темной материи, а его изображение скопления галактик Abell 2390 демонстрирует характерные изогнутые дуги света, исходящие от далеких фоновых объектов, созданных гравитационным линзированием. На изображении также видно более 50 000 галактик.

Изображение скопления галактик Abell 2390, полученное Евклидом, содержит более 50 000 галактик. На нем также показан внутрископительный свет, исходящий от отдельных звезд, оторванных от своих галактик и находящихся в межгалактическом пространстве. Эти звезды могут помочь астрофизикам определить, где находится темная материя. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Ж. Ансельми. ЛИЦЕНЗИЯ: CC BY-SA 3.0 IGO
ЛИЦЕНЗИЯ: CC BY-SA 3.0 IGO

Большинство звезд, образующихся в настоящее время во Вселенной, формируются в спиральных галактиках. Евклид запечатлел это изображение NGC 6744 как архетип этого типа галактик. Широкоугольный объектив и глубина резкости телескопа захватывают всю галактику, а также мелкие детали. На нем показаны полосы пыли, которые появляются в виде отрогов на спиральных рукавах.

С помощью этого изображения астрономы могут нанести на карту отдельные звезды и газ, который питает их формирование. Они также могут идентифицировать шаровые скопления и новые карликовые галактики. Евклид уже обнаружил одну новую карликовую галактику, которую астрономы никогда раньше не видели, что впечатляет для галактики, которая уже так тщательно изучена.

Полное изображение NGC 6744, полученное Евклидом, находится слева, а увеличенная часть — справа. NGC 6744 — одна из крупнейших спиральных галактик за пределами нашего региона космоса. Детальное изображение телескопа позволит астрономам подсчитывать и составлять карты отдельных звезд, а также составлять карты газа, который питает звездообразование. Звездообразование — это то, как развиваются галактики, поэтому изучение активности звездообразования в NGC 6744 способствует лучшему пониманию эволюции галактик. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Ж. Ансельми. ЛИЦЕНЗИЯ: CC BY-SA 3.0 IGO
Полное изображение NGC 6744, полученное Евклидом, находится слева, а увеличенная часть — справа. NGC 6744 — одна из крупнейших спиральных галактик за пределами нашего региона космоса. Детальное изображение телескопа позволит астрономам подсчитывать и составлять карты отдельных звезд и газа, который питает звездообразование. Звездообразование — это то, как развиваются галактики, поэтому изучение активности звездообразования в NGC 6744 способствует лучшему пониманию эволюции галактик. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Ж. Ансельми. ЛИЦЕНЗИЯ: CC BY-SA 3.0 IGO

Евклид также сделал снимки другого скопления галактик, Abell 2764. Это скопление содержит сотни галактик внутри гало темной материи. Впечатляющий широкий обзор Евклида играет важную роль на этом изображении. Он не только показывает Abell 2764 в правом верхнем углу изображения, но также показывает другие скопления, которые еще более далеки, несколько фоновых галактик и взаимодействующие галактики со своими потоками звезд.

На этом изображении Евклид запечатлел скопление галактик Абель 2764 и окружающую его область. Abell 2764 находится в правом верхнем углу. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Г. Ансельми ЛИЦЕНЗИЯ CC BY-SA 3.0 IGO

Изображение подчеркивает одну из других способностей Евклида. Звезда на переднем плане находится в нашей галактике, и если смотреть в телескоп, ее рассеянный свет создает ореол, закрывающий удаленные объекты позади нее. Евклид был построен так, чтобы минимизировать эффект рассеянного ореола. Помехи от рассеянного света звезды минимальны, а это означает, что Евклид может видеть удаленные фоновые объекты вблизи луча зрения звезды.

Эта пара увеличенных изображений Абель 2764 демонстрирует силу Евклида. Слева — звезда переднего плана. Эти звезды могут создавать ореолы рассеянного света, закрывающие другие объекты, но Евклид создан так, чтобы минимизировать этот эффект. Справа — увеличенное изображение самой Abell 2764 с множеством галактик на заднем плане. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Ж. Ансельми. ЛИЦЕНЗИЯ: CC BY-SA 3.0 IGO

Последнее из пяти новых изображений — галактики группы Дорадо. На изображении Евклида видны признаки слияния галактик. Группа Дорадо — относительно молодая группа, и многие из входящих в нее галактик все еще формируют звезды. Изображение помогает астрономам изучать, как галактики формируются и развиваются внутри гало темной материи.

Группа Дорадо — одна из самых богатых групп галактик в южном полушарии. Широкие и глубокие изображения Евклида позволяют астрономам лучше рассмотреть его. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Ж. Ансельми. ЛИЦЕНЗИЯ: Стандартная лицензия ESA

Увеличенное изображение показывает более подробную информацию о главной паре галактик на изображении. Уникальное большое поле зрения и высокое пространственное разрешение Евклида означают, что впервые астрономы могут использовать один и тот же инструмент и наблюдения для глубокого изучения крошечных объектов размером со звездные скопления, промежуточных объектов, таких как центральные области галактик, и более крупных объектов. как приливные хвосты в одной большой области неба.

«Прелесть «Евклида» в том, что он покрывает большие области неба с большой детализацией и глубиной и может запечатлеть широкий спектр различных объектов на одном изображении — от слабых до ярких, от далеких до близких, от самых массивных из скоплений галактик до маленьких планет».

Директор по науке ЕКА, профессор Кэрол Манделл

До Евклида астрономам приходилось использовать небольшие фрагменты данных для кропотливой каталогизации шаровых скоплений вокруг галактик. Но широкие изображения Евклида позволяют собрать гораздо больше данных в одном изображении, упрощая задачу. Шаровые скопления дают важные подсказки о том, как галактики развиваются с течением времени.

На этом увеличении показана пара взаимодействующих галактик группы Дорадо. Приливные хвосты звезд видны в виде тонких потоков справа и внизу справа от правой галактики. Изображение предоставлено: ЕКА/Евклид/Консорциум Евклида/НАСА, обработка изображений Ж.-К. Куйландр (CEA Париж-Сакле), Ж. Ансельми. ЛИЦЕНЗИЯ: Стандартная лицензия ESA

Миссия Евклида только начинается. Изображения, полученные телескопом, пока не имеют аналогов, и это еще не все. «Евклид» еще даже не приступил к своему основному исследованию. Этот обзор будет включать в себя как широкий обзор, охватывающий около 15 000 квадратных градусов неба, так и глубокий обзор, охватывающий около 50 квадратных градусов.

«Не будет преувеличением сказать, что результаты, которые мы видим от Евклида, беспрецедентны», — говорит научный директор ЕКА профессор Кэрол Манделл. «Первые изображения Евклида, опубликованные в ноябре, ясно проиллюстрировали огромный потенциал телескопа для исследования темной Вселенной, и эта вторая серия ничем не отличается».

«Прелесть «Евклида» в том, что он покрывает большие области неба с большой детализацией и глубиной и может запечатлеть широкий спектр различных объектов на одном изображении — от слабых до ярких, от далеких до близких, от самых массивных из скоплений галактик на маленькие планеты», — сказал Манделл. «Мы получаем одновременно очень детальное и очень широкое представление. Эта удивительная универсальность привела к многочисленным новым научным результатам, которые в сочетании с результатами исследований Евклида в ближайшие годы существенно изменят наше понимание Вселенной».

Научные статьи, опубликованные с этими изображениями, доступны здесь.