Обнаружены четыре молодых звездных объекта, извергающихся извержениями

Кривая блеска SPICY 99341. Фотометрические данные Гайи (зеленые кружки) сдвинуты на -7 звездных величин. (в центре) диаграмма цвет-величина W1 и W1 − W2 и (внизу) спектр IRTF/SpeX SPICY 99341. Фото: Журнал Корейского астрономического общества (2023). ДОИ: 10.5303/JKAS.2023.56.2.253.

Анализируя данные каталога SPICY и космического корабля НАСА WISE, международная группа астрономов обнаружила четыре новых молодых звездных объекта (YSO). Открытие было представлено в исследовательской статье, опубликованной в декабрьском номере журнала Корейского астрономического общества (JKAS).

В целом YSO — это звезды на ранних стадиях эволюции, в частности, протозвезды и звезды до главной последовательности (PMS). Обычно их обнаруживают внутри плотных молекулярных скоплений, которые богаты молекулярным газом и межзвездными частицами.

Наблюдения показывают, что в YSO происходят эпизодические процессы аккреции, поэтому на этих объектах могут наблюдаться вспышки аккреции. Астрономы обычно делят такие события на вспышки EX Lup (также известные как EXors) и FU Ori (или FUors). EXOR имеют амплитуду в несколько магнитуд и длятся от нескольких месяцев до одного или двух лет; Фуоры более экстремальны и редки, могут достигать 5–6 звездных величин по амплитуде и длиться от десятилетий до даже столетий.

Учитывая, что эруптивные молодые звездные объекты все еще являются редкой находкой и идентифицировано лишь несколько десятков таких объектов, группа астрономов под руководством Карлоса Контрераса Пенья из Сеульского национального университета (Южная Корея) провела поиск новых вспышек YSO. Для этой цели они просмотрели данные из каталога Spitzer/IRAC Candidate YSO (SPICY) для внутренней средней плоскости Галактики и проанализировали фотометрию среднего инфракрасного диапазона, полученную с помощью Wide-field Infrared Survey Explorer (WISE).

В результате исследователи идентифицировали четыре изверженных YSO, а именно: SPICY 97855, SPICY 99341, SPICY 100587 и SPICY 109331. SPICY 99341 и SPICY 100587 были классифицированы как настоящие FUor, а SPICY 97855 является кандидатом FUor, учитывая, что его окончательная классификация неопределенным, поскольку его вспышка все еще продолжается.

«Мы обнаружили четыре YSO, которые имеют сходство со спектрами известных извергающихся YSO», — пишут ученые в статье.

Что касается SPICY 109331, то его первоначальная классификация была EXor. Однако данные свидетельствуют о том, что продолжительность его вспышки составляет около пяти лет, что больше, чем ожидалось для EXor. В целом SPICY 109331 был классифицирован как источник типа Ori V1647 — класс между EXor и FUors, демонстрирующий смешанные характеристики.

Согласно исследованию, все вновь обнаруженные эруптивные YSO демонстрируют долговременные (продолжительностью более одного года) вспышки высокой амплитуды (более 2,5 магнитных величин). В их спектрах также наблюдаются сильные эмиссионные линии 12CO. Эти результаты показывают, что четыре YSO испытывают вспышки из-за больших изменений в скорости аккреции.

Исследование также показало, что SPICY 99341 и SPICY 109331 расположены на расстоянии примерно 9800 и 12500 световых лет соответственно. Расстояние до двух других YSO все еще остается неопределенным и требует дальнейших наблюдений.