Ой. Canadarm2 получил прямое попадание микрометеорита

Жизнь в космосе сопряжена с риском. Для астронавтов на Международной космической станции (МКС) эти риски иногда становятся навязчиво очевидными.

Ранее в этом месяце астронавт Европейского космического агентства Андреас Могенсен сделал фотографию Canadarm2, на которой четко видны повреждения от удара микрометеорита.

«Дыра образовалась в 2021 году, когда в роботизированную руку попал объект размером 1 мм, двигавшийся со скоростью более 25 000 км/ч относительно космической станции. К счастью, ни один критический компонент не был поврежден», — сообщил Могенсен в социальных сетях.

Удар пробил тепловое покрытие руки и задел стрелу. Роботизированная рука, находящаяся на службе на МКС более двадцати лет, продолжает нормально функционировать.

Но МКС не всегда так везет. В октябре научный модуль «Наука» пострадал от аналогичного удара микрометеорита, в результате чего из радиатора модуля в космос вытекло 72 литра охлаждающей жидкости. После того как выяснилось, что вытекшая охлаждающая жидкость может загрязнить скафандры астронавтов, выход в открытый космос, запланированный на 12 октября, был отложен. Могенсен вместе с астронавтом НАСА Лоралом О’Хара должен был собрать научные образцы снаружи станции, где продолжаются испытания по измерению способности устойчивой микробной жизни выживать в космосе. Кроме того, предполагалось, что пара проведет различные работы по наружному техническому обслуживанию, включая замену камер и установку соединительных кабелей.

Этот выход в открытый космос теперь произойдет в январе или феврале 2024 года.

GBZ1lH6XoAAXPfN 683x1024 - Ой. Canadarm2 получил прямое попадание микрометеорита
Канадарм с ударом микрометеорита: ЕКА/НАСА-А.Могенсен.

За свою многолетнюю историю МКС до сих пор не удалось избежать серьезных повреждений герметичных модулей. Станция имеет возможность уйти от опасности в случае близкого сближения с известным куском космического мусора. Эти действия по уклонению происходили регулярно на протяжении всей работы МКС, с частотой один или два раза в год (и трижды в последние годы).

Задача состоит в том, чтобы узнать, когда обломки могут оказаться на пути к столкновению.

Наземные программы отслеживания орбитального мусора в настоящее время отслеживают около 33 000 известных объектов космического мусора. Но более мелкие обломки и микрометеориты невозможно отследить с Земли, поэтому для защиты станции приходится использовать экранирование. Многослойная структура, известная как защита Уиппла, распределяет силу удара по более широкой площади, предотвращая разгерметизацию.

В стадии разработки также находятся технологические демонстрационные испытания орбитальных систем слежения за мусором, которые смогут обнаруживать гораздо меньшие фрагменты мусора (всего 3 см).

Тем временем астронавты, такие как Могенсен, остаются готовыми к худшему сценарию развития событий. Тщательно спланированный режим действий в чрезвычайных ситуациях — один из способов, с помощью которого космические агентства пытаются минимизировать риски.

«Большинство модулей имеют защиту от небольших ударов, но она недостаточно сильна, чтобы противостоять более сильным ударам», — говорит Могенсен. «Именно поэтому мы неоднократно отрабатываем аварийные сценарии, включая разгерметизацию».

Могенсен останется на орбите до февраля 2024 года, когда он вернется на Землю с четырьмя членами своего экипажа на капсуле SpaceX Dragon. Это вторая миссия Могенсена в космос.

«Пронзённый Canadarm2», ЕКА.