24 сентября 2023 года миссия НАСА OSIRIS-REx доставила на Землю драгоценный образец каменного материала с астероида Бенну. Капсула благополучно приземлилась под основным парашютом, но прибыла более чем на минуту раньше. Причина: небольшой тормозной парашют, предназначенный для замедления космического корабля перед раскрытием основного парашюта, не раскрылся. После расследования происшествия НАСА считает, что они определили причину (к счастью, не катастрофического) сбоя.

Если бы все пошло по плану, тормозной парашют должен был бы раскрыться на высоте 100 000 футов, стабилизируя капсулу примерно на пять минут спуска. На высоте 9000 футов тормоз будет отрезан, и его управление возьмет на себя основной парашют.

Вместо этого тормоз, все еще находившийся внутри капсулы, был освобожден на ранней стадии (на высоте 100 000 футов). Когда капсула достигла высоты 9000 футов, тормозной механизм наконец был развернут, но, будучи уже подрезанным, он просто улетел, и дело взял на себя основной парашют.

2023 12 07 151452 - OSIRIS-REx не смог правильно раскрыть тормозной парашют. Теперь НАСА выяснило, почему
Капсула возврата образцов OSIRIS-REx вскоре после приземления 24 сентября 2023 года. Фото: НАСА/Киган Барбер.

Согласно пресс-релизу НАСА, «непоследовательные определения меток проводки в планах проектирования, вероятно, привели к тому, что инженеры подключили триггеры выпуска парашютов так, что сигналы, предназначенные для раскрытия тормозного парашюта, сработали не по порядку».

Другими словами, сигнал, предназначенный для развертывания тормоза, перерезал линию, а сигнал на перерезание линии вместо этого развернул тормоз.

Следователи полагают, что эта неисправность произошла из-за неточной маркировки во время проектирования и строительства космического корабля. В документации по конструкции капсулы слово «основной» использовалось на сигнальной стороне аппарата для обозначения основного парашюта, а на приемной стороне слово «основной» относилось к пиротехнике, которая стреляла для раскрытия тормозного механизма. Таким образом, когда две сети были подключены, действия тормоза должны были происходить не по порядку.

На данный момент выводы расследования являются предварительными, поскольку ожидается испытание оборудования капсулы. В настоящее время капсула изолирована в Космическом центре имени Джонсона НАСА, где обрабатывается и извлекается образец материала. Тщательное извлечение и исследование собранного астероидного реголита является главным приоритетом для ученых миссии, а тестирование оборудования капсулы придется отложить до тех пор, пока ее можно будет безопасно извлечь из зоны содержания.

jsc2023e055738 TAGSAM Flip 1 scaled 1 1024x824 - OSIRIS-REx не смог правильно раскрыть тормозной парашют. Теперь НАСА выяснило, почему
Снятие головки OSIRIS-REx TAGSAM с кольца захвата в палубе авионики. Изображение предоставлено: НАСА/Джеймс Блер.

На данный момент команда собрала 70,3 грамма материала (значительно выше заявленной цели миссии в 60 граммов), а в головке пробоотборника еще остается материал, который еще предстоит удалить.

«Образец OSIRIS-REx — это самый большой богатый углеродом образец астероида, когда-либо доставленный на Землю, и он поможет ученым исследовать происхождение жизни на нашей планете для будущих поколений», — заявил 11 октября администратор НАСА Билл Нельсон.

Предварительный анализ, по словам главного исследователя OSIRIS-REx Данте Лауретты, показывает, что образец содержит водосодержащую глину и богатый углеродом материал.

Сравнение образца Бенну с образцом, полученным с астероида Рюгу миссией JAXA «Хаябуса-2» в декабре 2020 года, даст исследователям лучшее понимание геологического разнообразия околоземных объектов. Подобно капсулам времени, образцы этих астероидов могут помочь ученым понять историю формирования Земли в ранней Солнечной системе.

OSIRIS-REx был не первой миссией НАСА по возврату образцов, у которой произошла неисправность тормозного парашюта. В 2004 году миссия «Генезис», предназначенная для возвращения образца частиц солнечного ветра из космоса, не смогла развернуть тормозной парашют над пустыней штата Юта. В этом случае авария привела к крушению космического корабля, в результате чего были заражены многие образцы внутри, хотя их было сохранено достаточно для достижения научных целей миссии. Расследование инцидента с Genesis показало, что датчик замедления не смог привести в действие парашют.

Пресс-релиз: НАСА обнаружило вероятную причину последовательности раскрытия парашюта OSIRIS-REx.