«Пленочный» метод раскрыл форму гало темной материи Млечного Пути

По мнению этого художника, деформация галактического диска изящно «танцует» под действием гало темной материи. Фото предоставлено: Хоу Кайюань и Дун Чжаньсюнь из Школы дизайна Шанхайского университета Цзяо Тонг.

Международная группа разработала «кино» метод измерения скорости прецессии кривизны диска Млечного Пути. Используя выборку цефеид разного возраста, этот метод позволяет четко наблюдать направление прецессии и скорость искривления Млечного Пути.

Основываясь на этих измерениях, исследовательская группа обнаружила, что нынешний ореол темной материи Млечного Пути слегка сплющен. Полученная в результате статья «Слегка сплюснутое гало темной материи, обнаруженное ретроградной прецессирующей деформацией галактического диска», была опубликована в журнале Nature Astronomy.

В ближней Вселенной почти треть дисковых галактик не являются идеальными дисками, а имеют искаженную форму, напоминающую картофельные чипсы. Астрономы называют это явление искажением диска. Как типичная дисковая галактика, Млечный Путь также демонстрирует эту деформацию.

Этот наклоненный вращающийся галактический диск, очень похожий на волчок, неизбежно подвергается прецессии из-за крутящего момента, создаваемого окружающим гало темной материи. Однако измерение этого важного динамического параметра, как по направлению, так и по скорости, вызывает большие споры.

Это связано с тем, что предыдущие измерения были основаны на косвенных кинематических методах, когда используемые трассеры подвергаются динамическим возмущениям или нагревательным эффектам, что серьезно ограничивает их точность и точность.

В этом исследовании в качестве маркеров использовались 2600 классических звезд-цефеид, открытых Гайей, а также точные данные о расстоянии и возрасте от Gaia и LAMOST. Используя этот образец, исследователи использовали метод «движущегося изображения» для построения трехмерной структуры диска Млечного Пути, используя популяции разного возраста.

«Наблюдая» за эволюцией кривизны диска с течением времени, это исследование обнаружило, что кривизна движется в ретроградном направлении со скоростью 2 км/с/кпк (или 0,12 градуса на миллион лет).

Дальнейшие подробные измерения показывают, что скорость прецессии уменьшается с увеличением радиального расстояния, что позволяет предположить, что нынешний ореол темной материи, окружающий разлом, слегка сплющен, со значением сглаживания q между 0,84 и 0,96.

Это измерение является важной отправной точкой для изучения эволюции гало темной материи Млечного Пути.

Информация от: Пекинским университетом