Последствия недавнего галактического слияния

NGC 4753 — яркий пример того, что происходит после галактического слияния. Это похоже на запутанный беспорядок с пылевыми полосами, огибающими массивное ядро ​​галактики. Астрономы долго задавались вопросом, что случилось с этой галактикой, и с помощью нового четкого изображения, созданного телескопом Gemini South, они могут, наконец, объяснить ее мучительное прошлое.

Официально NGC 4753 классифицируется как «необычная» галактика из-за ее странного внешнего вида. Но, как и другие объекты, пережившие галактические слияния и поглощения, на протяжении своей истории он, вероятно, имел несколько «форм». Большинство галактик подразделяются на спиральные, эллиптические, линзовидные и неправильные. Астрономы подозревают, что эта планета раньше представляла собой линзовидную форму с солидным диском и небольшим количеством спиральных рукавов. Затем, более миллиарда лет назад, он столкнулся с соседней карликовой галактикой, и они сплелись вместе. Команда под руководством астронома Тома Стеймана-Камерона из Индийского университета очень подробно изучила эту галактику, чтобы понять, как она стала такой, какая она есть сегодня. «Галактики, которые поглощают другую галактику, часто выглядят как крушение поезда, — сказал он, — и это галактика, потерпевшая крушение поезда».

NGC 4753 находится в скоплении галактик Девы на расстоянии около 60 миллионов световых лет. Она находится внутри своего меньшего галактического коллектива, называемого группой NGC 4753. Сама галактика, судя по всему, имеет оболочку из темной материи и около тысячи шаровых скоплений, вращающихся вокруг ее ядра. Ее своеобразные пылевые полосы впервые привлекли внимание астрономов в 20 веке, хотя сама галактика была открыта Уильямом Гершелем в 1784 году.

Галактические слияния и поглощения

Галактики сливались на протяжении всей истории Вселенной. Вначале небольшие кусочки галактик смешивались со своими соседями, образуя более крупные. Этот процесс продолжался, создавая удивительное разнообразие галактических форм, которые мы видим сегодня. Когда галактики встречаются таким образом, они смешивают свои звезды и вещество. Гравитационные силы формируют галактики, а ударные волны вызывают волны рождения звезд. Это делает галактики очень динамичными объектами, меняющимися со временем по мере того, как они встречаются и смешиваются со своими соседями.

HST-изображение взаимодействующих галактик в IC 1623. Они стремительно погружаются друг в друга в процессе, известном как галактическое слияние. Это вызвало бешеную волну звездообразования, известную как звездообразование, создавая новые звезды со скоростью, более чем в двадцать раз превышающей скорость галактики Млечный Путь.

Мы видим, как этот процесс разворачивается во Вселенной. Наша собственная Галактика Млечный Путь является результатом многочисленных галактических слияний с тех пор, как она начала формироваться около 13 миллиардов лет назад. Каждое столкновение приносило появление новых звезд, межзвездного газа и пыли и меняло внешний вид нашей галактики. Сегодня Млечный Путь представляет собой спиральную форму с перемычкой, но изначально он представлял собой нечеткий комок звезд, газа и пыли в ранней Вселенной. История слияний продолжается и в наше время. Астрономы следят за тем, как наша галактика поглощает несколько меньших галактик, включая Карлика Стрельца. Кроме того, галактики Млечный Путь и Андромеда сольются примерно через пять миллиардов лет. Этот процесс радикально изменит и их форму, в результате чего появится огромная галактика, известная как Милкдромеда.

Вид на Милкдромеду с Земли «вскоре» после галактического слияния Млечного Пути и Андромеды, примерно через 3,85–3,9 миллиарда лет. Авторы: НАСА, ЕКА, З. Левай и Р. ван дер Марель (STScI), Т. Халлас, и А. Меллингер

Рассказ о галактическом слиянии NGC 4753

Когда NGC 4753 начала свой космический танец, она танцевала с богатой газом карликовой галактикой. Всплески звездообразования, вызванные столкновением (и притоком газа), привели к выбросу огромного количества пыли в этот регион. Галактика следовала по спиралевидной траектории перед столкновением, в результате чего пыль размазалась по диску. В конечном итоге эта активность придала галактике своеобразный вид. «Долгое время никто не знал, что делать с этой своеобразной галактикой», — сказал Стейман-Кэмерон. «Но если начать с идеи сросшегося материала, размазанного по диску, а затем проанализировать трехмерную геометрию, загадка была решена. Сейчас невероятно интересно увидеть это детальное изображение, сделанное Gemini South 30 лет спустя».

Стейман-Кэмерон и его команда объясняют особенность галактики явлением, известным как «дифференциальная прецессия». Прецессия возникает, когда ось вращения вращающегося объекта меняет ориентацию, как волчок. Дифференциал означает, что скорость прецессии меняется в зависимости от радиуса. Для пылевого аккреционного диска, вращающегося вокруг ядра галактики в этом столкновении, скорость прецессии выше к центру и медленнее к краям. Это галактическое колебательное движение является результатом угла, под которым столкнулись NGC 4753 и ее бывший спутник-карлик. Это привело к тому, что через эту галактику прошли сильно извилистые пылевые полосы.

Последствия для других пекулярных галактик

Интересно, что хотя эта галактика, безусловно, выглядит достаточно странно на изображении Близнецов, все зависит от перспективы просмотра. Мы смотрим на это со стороны. Именно так мы можем обнаружить полосы пыли и другие особенности диска.

Модель NGC 4753, вид с разных сторон. Слева направо и сверху вниз угол луча зрения на экваториальную плоскость галактики колеблется от 10° до 90° с шагом 10°. Хотя галактики, подобные NGC 4753, возможно, не редкость, только определенная ориентация просмотра позволяет легко идентифицировать сильно скрученный диск. Эта инфографика представляет собой воссоздание рисунка 7 из исследовательской работы 1992 года.

Но если бы мы могли сесть в космический корабль и полететь прямо «на север» от NGC 4753, чтобы получить вид «сверху вниз», она была бы очень похожа на стандартную спиральную галактику. Теперь, когда астрономы знают об истории ее галактических слияний, они могут провести дальнейшие исследования, чтобы понять ее звездное население и взаимодействие этих причудливых пылевых полос. И ее история может во многом объяснить появление других «необычных» галактик во Вселенной.

Для дополнительной информации