Российские астрономы обнаружили десятки новых пульсаров

На картах, созданных программой обработки, показаны два недавно обнаруженных пульсара: J0553+41 (верхний ряд цифр) и J2015+27 (нижний ряд цифр). Фото: Тюльбашев и др., 2024.

Группа российских астрономов из Пущинской радиоастрономической обсерватории (ПРАО) и других организаций сообщает об обнаружении 39 новых пульсаров в рамках проекта «Пущинский многолучевой поиск пульсаров» (PUMPS). Открытие было подробно описано в исследовательской статье, опубликованной 9 января в «Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества».

Пульсары — это сильно намагниченные вращающиеся нейтронные звезды, испускающие луч электромагнитного излучения. Обычно они обнаруживаются в виде коротких всплесков радиоизлучения; однако некоторые из них также наблюдаются с помощью оптических, рентгеновских и гамма-телескопов.

Сейчас группа астрономов под руководством сотрудника ПРАО Сергея Тюльбашева обнаружила 39 новых пульсаров. Открытие было сделано с помощью радиотелескопа с большой фазированной решеткой (LPA) PRAO на частоте 111 МГц.

«Ежедневные круглосуточные наблюдения проводились в течение около 3000 дней. Продолжительность сеанса наблюдений для каждого направления на небе составляла 3,5 минуты в сутки. Поиск пульсаров осуществлялся по спектрам мощности. Для поиска слабых пульсаров , спектры мощности суммировались», — пояснили исследователи.

В результате команда идентифицировала 330 пульсаров с регулярным излучением при слепом поиске области со склонениями от -9 до +55 градусов, используя суммированные спектры мощности. Из этой выборки о 39 пульсарах ранее не сообщалось.

Новые пульсары имеют периоды вращения от 0,033 до 3,74 секунды, а их показатели дисперсии варьируются от 13 до 145 пк/см3. Таким образом, медианные значения периода вращения и меры дисперсии были рассчитаны равными 0,9 секунды и 43 пк/см3 соответственно.

Что касается большой выборки из всех 330 идентифицированных пульсаров, астрономы отметили, что по крайней мере некоторые из них могут демонстрировать вариации наблюдаемых свойств. Некоторые из них могут быть так называемыми вращающимися радиотранзиентами (RRAT) — подклассом пульсаров, характеризующихся спорадическим излучением.

Природа RRAT до сих пор неясна. В целом предполагается, что это обычные пульсары, испытывающие сильные импульсы. На данный момент обнаружено лишь немногим более 100 RRAT, поэтому астрономы заинтересованы в обнаружении большего количества транзиентов этого типа, чтобы охарактеризовать их и улучшить наши знания об их природе.

Подводя итоги, авторы статьи подчеркнули высокую чувствительность поиска пульсаров с периодами вращения в диапазоне секунд.

«Мы заявляем, что у нас один из самых высоких [sensitivities] в мире при поиске секундных пульсаров метрового диапазона длин волн. (…) Эта чувствительность может быть на порядок лучше, чем чувствительность, достигнутая в обзоре LOTAAS, проведенном на LOFAR на частоте 135 МГц», — заключили ученые.