Шаровое скопление NGC 6284 осмотрено астрономами

Диаграмма цвет-величина (CMD) NGC 6284, полученная из набора данных HST WFC3. Магнитуды F555W и F814W отложены вдоль оси Y на левой и правой панелях соответственно. Фото: arXiv (2023). DOI: 10.48550/arxiv.2310.17503

Итальянские астрономы использовали космический телескоп Хаббл (HST) для проведения оптических наблюдений с высоким разрешением плохо изученного шарового скопления, известного как NGC 6284. Результаты наблюдательной кампании, опубликованные 26 октября на сервере препринтов arXiv, проливают больше света на свойства и природа этого кластера.

Шаровые скопления (ШС) представляют собой совокупности тесно связанных звезд, вращающихся вокруг галактик, которые воспринимаются как естественные лаборатории, позволяющие изучать эволюцию звезд и галактик. Детальное изучение этих объектов могло бы помочь астрономам лучше понять историю формирования и эволюцию галактик раннего типа, поскольку их происхождение, по-видимому, тесно связано с периодами интенсивного звездообразования.

Обнаруженная в 1784 году NGC 6284 (также известная как GCL 53 или ESO 518-SC9) представляет собой галактический ШС, возраст которого, по оценкам, составляет не менее 11 миллиардов лет. Хотя о скоплении известно уже более двух столетий, многие его параметры до сих пор остаются неопределенными или неизвестными. Предыдущие наблюдения показали, что NGC 6284 представляет собой ШС средней металличности, находящийся примерно в 50 000 световых лет от нас и, возможно, связанный с толстым диском Млечного Пути.

Недавно группа астрономов под руководством Дэна Дераса из Болонского университета в Италии решила исследовать NGC 6284 с помощью HST, чтобы получить больше информации о ее свойствах.

«Оптические наблюдения космического телескопа Хаббл (HST) высокого разрешения были использованы для проведения глубочайшего фотометрического исследования плохо изученного галактического шарового скопления NGC 6284», — пишут исследователи в статье.

Проведя наблюдения HST с высоким разрешением, команда получила первую высококачественную диаграмму цвет-величина (CMD) NGC 6284, простирающуюся примерно на шесть звездных величин ниже момента выключения ее главной последовательности. Это позволило им правильно охарактеризовать самые внутренние регионы кластера.

Наблюдения показывают, что центр тяжести NGC 6284 смещен на 1,5–3 угловых секунды от значений, сообщенных предыдущими исследованиями. Профиль плотности исследованного ШС показывает крутой центральный выступ, что позволяет предположить, что NGC 6284 представляет собой скопление после коллапса ядра (PCC).

Кроме того, исследование показало, что расстояние до NGC 6284 составляет около 43 000, то есть скопление находится ближе к Земле, чем считалось ранее. Радиус ядра и радиус полумассы NGC 6284 составили 2,15 и девять световых лет соответственно. Концентрационный параметр кластера был рассчитан равным 1,54. Астрономы отметили, что полученные значения типичны для высокоразвитых ШС, уже испытавших коллапс ядра.

На основании наблюдений HST авторы статьи подсчитали, что возраст NGC 6284 составляет 13,3 миллиарда лет. Металличность этого кластера оказалась на уровне -1,36, а его абсолютное покраснение — 0,32. Результаты согласуются с предыдущими выводами.