Телескопы НАСА начинают год с двойного взрыва

Кредит: НАСА

Красочное, праздничное изображение показывает разные виды света, содержащие остатки не одной, а как минимум двух взорвавшихся звезд. Этот остаток сверхновой известен как 30 Doradus B (сокращенно 30 Dor B) и является частью более крупной области космоса, где звезды непрерывно формировались в течение последних 8-10 миллионов лет. Это сложный ландшафт из темных облаков газа, молодых звезд, высокоэнергетических ударных волн и перегретого газа, расположенный на расстоянии 160 000 световых лет от Земли в Большом Магеллановом Облаке, небольшой галактике-спутнике Млечного Пути.

Новое изображение 30 Dor B было получено путем объединения рентгеновских данных рентгеновской обсерватории НАСА «Чандра» (фиолетовый цвет), оптических данных 4-метрового телескопа Бланко в Чили (оранжевый и голубой) и инфракрасных данных космического корабля НАСА «Спитцер». Телескоп (красный). Оптические данные космического телескопа Хаббл НАСА также были добавлены в черно-белом режиме, чтобы подчеркнуть резкие детали изображения.

Команда астрономов под руководством Вэй-Ань Чена из Национального Тайваньского университета в Тайбэе, Тайвань, использовала более двух миллионов секунд наблюдения Чандры во времени 30 Дор B и ее окрестностей для анализа региона. Они обнаружили слабую рентгеновскую оболочку, простирающуюся примерно на 130 световых лет в поперечнике. (Для контекста: ближайшая к Солнцу звезда находится на расстоянии около четырех световых лет). Данные Чандры также показывают, что 30 Dor B содержит ветры из частиц, улетающих от пульсара, создавая так называемую пульсарную ветровую туманность.

Статья под руководством Вэй-Ань Чена, описывающая эти результаты, была недавно опубликована в Astronomical Journal. Соавторами статьи являются Чуан-Цзюй Ли, Ю-Хуа Чу, Шутаро Уэда, Го-Сон Ван, Шэн-Юань Лю, все из Института астрономии и астрофизики; Academia Sinica в Тайбэе, Тайвань, и Бо-Ан Чен из Национального университета Тайваня.

Объединив данные «Чандры» с данными «Хаббла» и других телескопов, исследователи пришли к выводу, что ни один взрыв сверхновой не может объяснить то, что наблюдается. И пульсар, и яркие рентгеновские лучи, наблюдаемые в центре 30 Dor B, вероятно, возникли в результате взрыва сверхновой после коллапса массивной звезды около 5000 лет назад. Однако более крупная и слабая оболочка рентгеновских лучей слишком велика, чтобы возникнуть в результате одной и той же сверхновой.

Вместо этого команда считает, что в 30 Dor B произошли как минимум два взрыва сверхновой, причем рентгеновская оболочка образовалась от другой сверхновой более 5000 лет назад. Вполне возможно, что в прошлом произошло еще больше.

Этот результат может помочь астрономам узнать больше о жизни массивных звезд и последствиях их взрывов сверхновых.