TESS, спутник для исследования транзитных экзопланет, занимается поиском инопланетных миров с 2018 года. Он только что снова попал в новости, обнаружив экстремальную тройную звездную систему, в которой две звезды вращаются вокруг друг друга каждые 1,8 дня. Третий компонент обходит их обоих за 25 дней – это помещает всю систему на орбиту Меркурия с небольшим запасом места для маневра! Для визуальных наблюдателей она выглядит как одиночная звезда, но с помощью TESS было обнаружено мерцание, когда звезды выстраивались в линию и проходили друг мимо друга вдоль нашего луча зрения. В конце концов, две внутренние звезды сольются, вызвав событие сверхновой!

Экзопланеты — это планеты, вращающиеся вокруг других звездных систем. В отличие от привычных планет нашей Солнечной системы, их размер и состав сильно различаются. На сегодняшний день обнаружены газовые гиганты крупнее Юпитера и небольшие скалистые миры, похожие на Землю. Методы поиска инопланетных миров варьируются от метода транзита до метода лучевой скорости, который обнаруживает колебание звезды, вызванное присутствием планеты. С помощью этих различных методов было идентифицировано более 5000 экзопланет.

icy and rocky worlds hi res 1024x683 - TESS обнаружил тройную звездную систему, которая могла бы поместиться на орбите Меркурия
«Ледяные и скалистые миры» — это новая инфографика об экзопланетах от Мартина Варгича, художника и энтузиаста космоса из Словакии. Он доступен в виде постера на его сайте. Авторы и права: Мартин Варгич.

TESS был запущен НАСА в апреле 2018 года с целью поиска экзопланет. Он использует метод, основанный на поиске транзитных событий, когда планеты пересекают поверхность своей родительской звезды. С момента начала работы TESS отслеживала яркость более 200 000 звезд в поисках малейших провалов в яркости. Особое внимание было уделено поиску планет размером с Землю, вращающихся в пределах обитаемой зоны звезд. Здесь условия таковы, что планета может поддерживать жидкую воду и, следовательно, может содержать жизнь.

tess 1024x768 - TESS обнаружил тройную звездную систему, которая могла бы поместиться на орбите Меркурия
Иллюстрация спутника НАСА для исследования транзитной экзопланеты. Фото: Центр космических полетов имени Годдарда НАСА.

В захватывающем повороте к обычному подходу к охоте за экзопланетами команда профессиональных астрономов и астрономов-любителей объединила усилия с искусственным интеллектом и обнаружила странную новую кратную звездную систему. Названный TIC 290061484, он состоит из звезд-близнецов, обращающихся вокруг друг друга каждые 1,8 дня, и третьей звезды, которая обращается вокруг них обеих всего за 25 дней. Открытие превосходит существующий рекорд кратчайшего периода обращения звездной системы на внешней орбите, установленный в 1956 году, на 8 дней!

Внешний вид системы идеально подходит для анализа. Наблюдая за движением и изменением блеска, можно измерять орбиты, массы, размеры и температуры звездных компонентов. Команда под руководством Веселина Костова из Центра космических полетов Годдарда НАСА опубликовала свои выводы в Astrophysical Journal.

Используя чувствительность TESS к мерцанию и изменениям яркости, была раскрыта природа тройной звездной системы. Команда, расположенная в созвездии Лебедя на расстоянии почти 5000 световых лет от нас, отслеживала падение яркости, когда одна звезда проходила перед другой. Используя возможности искусственного интеллекта и машинного обучения, команда смогла отфильтровать огромные объемы данных, чтобы идентифицировать события затемнения по транзитам, а не просто по мерцанию света, вызванному нашей собственной атмосферой.

Затем данные были проанализированы группами гражданских ученых, которые в 2010 году сформировали организацию «Охотники за планетами» для поддержки исследований экзопланет. Позже они объединили усилия с профессиональными астрономами в «Группу визуальных исследований», где они обеспечивали реальную визуальную оценку результатов исследований. Команда разработала модель системы и даже прогнозирует, что через 20–40 миллионов лет внутренние звезды расширятся и вызовут взрыв сверхновой.

В настоящее время ведется охота за более близкими кратными звездными системами, и к охоте присоединяется Римский космический телескоп Нэнси Грейс (NGRST). Благодаря гораздо более высокому разрешению NGRST будет предлагать 36 000 пикселей, тогда как TESS предлагал только 1, что дает новое окно в том же регионе Галактики.

Источник: TESS НАСА обнаружил рекордные звездные тройки.