Уэбб запечатлел выдающуюся протозвезду в Персее.

Изображение: выдающаяся протозвезда в Персее.

В нижней половине изображения видна узкая горизонтальная туманность, простирающаяся от края до края. Он ярко окрашен, с большим разнообразием на правой стороне. В верхней половине находится светящаяся точка, от которой во все стороны расходится разноцветный свет. Вдоль правого края лежит яркая звезда с длинными дифракционными шипами, а вокруг разбросаны несколько звезд поменьше. Фон покрыт тонкой дымкой. Авторы и права: ЕКА/Уэбб, НАСА и ККА, Т. Рэй (Дублинский институт перспективных исследований).

Это новое изображение месяца, полученное космическим телескопом Джеймса Уэбба НАСА/ЕКА/ККА, раскрывает сложные детали объекта 797 Хербига Аро (HH 797). Объекты Хербига-Аро представляют собой светящиеся области, окружающие новорожденные звезды (известные как протозвезды), и образуются, когда звездные ветры или струи газа, извергающиеся из этих новорожденных звезд, образуют ударные волны, сталкивающиеся с близлежащим газом и пылью на высоких скоростях.

HH 797, которая доминирует в нижней половине этого изображения, расположена недалеко от молодого рассеянного звездного скопления IC 348, которое расположено недалеко от восточного края комплекса темных облаков Персея. Предполагается, что яркие инфракрасные объекты в верхней части изображения содержат еще две протозвезды.

Это изображение было получено камерой ближнего инфракрасного диапазона Уэбба (NIRCam). Инфракрасное изображение является мощным инструментом для изучения новорожденных звезд и их истечений, поскольку самые молодые звезды неизменно все еще заключены в газе и пыли, из которых они сформировались. Инфракрасное излучение истечений звезды проникает через затеняющий газ и пыль, что делает объекты Хербига-Аро идеальными для наблюдения с помощью чувствительных инфракрасных инструментов Уэбба.

Молекулы, возбуждаемые турбулентными условиями, в том числе молекулярный водород и окись углерода, излучают инфракрасный свет, который Уэбб может собирать, чтобы визуализировать структуру потоков. NIRCam особенно хорош для наблюдения за горячими (тысячи градусов Цельсия) молекулами, которые возбуждаются в результате ударов.

Используя наземные наблюдения, исследователи ранее обнаружили, что для холодного молекулярного газа, связанного с HH 797, большая часть газа со смещением в красную сторону (удаляющегося от нас) находится на юге (внизу справа), в то время как газ со смещением в синеву (движется к нам) находится на севере (слева внизу). Также был обнаружен градиент поперек истечения, такой, что на заданном расстоянии от молодой центральной звезды скорость газа у восточного края джета более смещена в красную сторону, чем скорость газа на западном краю.

Астрономы прошлого считали, что это произошло из-за вращения истечения. Однако на этом изображении Уэбба с более высоким разрешением мы можем видеть, что то, что считалось одним потоком, на самом деле состоит из двух почти параллельных потоков со своими отдельными сериями толчков (что объясняет асимметрию скоростей). Таким образом, источник, расположенный в небольшой темной области (внизу справа от центра) и уже известный по предыдущим наблюдениям, является не одиночной, а двойной звездой. Каждая звезда производит свой собственный драматический поток. На этом изображении также видны и другие истечения, в том числе поток от протозвезды в правом верхнем углу центра вместе с освещенными стенками ее полости.

HH 797 находится прямо к северу от HH 211 (отделено примерно 30 угловыми секундами), что было характерно для изображения Уэбба, выпущенного в сентябре 2023 года.

Информация от: Европейским космическим агентством