Узнаем ли мы, есть ли в TRAPPIST-1e жизнь?

Поиск внесолнечных планет в настоящее время претерпевает сейсмический сдвиг. С развертыванием Космический телескоп Кеплер и Транзитный спутник исследования экзопланеты (TESS) ученые открыли тысячи экзопланет, большинство из которых были обнаружены и подтверждены косвенными методами. Но в последние годы, а также с запуском Космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST), эта область переходит в сторону характеристики. В этом процессе ученые полагаются на спектры излучения атмосфер экзопланет для поиска химических признаков, которые мы связываем с жизнью (биосигнатуры).

Однако существуют некоторые разногласия относительно того, какие сигнатуры следует искать ученым. По сути, астробиология использует жизнь на Земле в качестве шаблона при поиске признаков внеземной жизни, подобно тому, как охотники за экзопланетами используют Землю в качестве стандарта для измерения «обитаемости». Но, как отмечают многие ученые, жизнь на Земле и ее природная среда со временем значительно изменились. В недавней статье международная группа продемонстрировала, как астробиологи могут искать жизнь на TRAPPIST-1e, основываясь на том, что существовало на Земле миллиарды лет назад.

Команда состояла из астрономов и астробиологов из Института глобальных систем, а также факультетов физики и астрономии, математики и статистики и естественных наук Эксетерского университета. К ним присоединились исследователи из Школы наук о Земле и океане Университета Виктории и Музея естественной истории в Лондоне. Статья, описывающая их результаты, «Биосигнатуры прекислородной фотосинтезирующей жизни на TRAPPIST-1e», будет опубликована в журнале Ежемесячные уведомления Королевского астрономического обществаy (МНРАС).

Система TRAPPIST-1 была в центре внимания с тех пор, как астрономы подтвердили наличие трех экзопланет в 2016 году, а к следующему году их число выросло до семи. Поскольку это одна из многих систем с малой массой и более холодной родительской звездой М-типа (красный карлик), существуют нерешенные вопросы о том, может ли какая-либо из ее планет быть обитаемой. Во многом это связано с изменчивой и нестабильной природой красных карликов, которые склонны к вспышечной активности и могут не производить достаточного количества фотонов, необходимых для фотосинтеза.

Поскольку на орбитах красных карликовых солнц обнаружено так много каменистых планет, включая ближайшую к нашей Солнечной системе экзопланету (Проксиму b), многие астрономы считают, что эти системы были бы идеальным местом для поиска внеземной жизни. В то же время они также подчеркнули, что эти планеты должны иметь плотную атмосферу, собственные магнитные поля, достаточные механизмы теплопередачи или все вышеперечисленное. Ожидается, что JWST и другие телескопы следующего поколения, такие как предлагаемый ESO Чрезвычайно Большой Телескоп (ELT), позволят определить, есть ли на экзопланетах эти предпосылки для жизни.

Но даже с этими и другими инструментами следующего поколения все еще остается вопрос о том, какие биосигнатуры нам следует искать. Как уже отмечалось, наша планета, ее атмосфера и вся жизнь, какой мы ее знаем, значительно изменились за последние четыре миллиарда лет. Во время архейского эона (около 4–2,5 миллиардов лет назад) атмосфера Земли состояла преимущественно из углекислого газа, метана и вулканических газов, и существовало немногим больше, чем анаэробные микроорганизмы. Лишь в течение последних 1,62 миллиарда лет появилась первая многоклеточная жизнь, которая развилась до нынешней сложности.

Более того, количество эволюционных шагов (и их потенциальная сложность), необходимых для достижения более высоких уровней сложности, означает, что на многих планетах никогда не появится сложная жизнь. Это согласуется с гипотезой Великого фильтра, которая утверждает, что, хотя жизнь может быть обычным явлением во Вселенной, развитая жизнь — нет. В результате наиболее распространенными могли быть простые микробные биосферы, подобные тем, что существовали в архее. Ключевым моментом в таком случае является проведение поисков, которые позволили бы выделить биосигнатуры, соответствующие примитивной жизни и условиям, которые были обычными для Земли миллиарды лет назад.

image 10192e Archean Impacts 1024x576 - Узнаем ли мы, есть ли в TRAPPIST-1e жизнь?
Эта художественная концепция иллюстрирует крупные астероиды, проникающие в бедную кислородом атмосферу Земли. Фото: SwRI/Дэн Дурда/Симона Марчи

Как объяснил Universe Today по электронной почте доктор Джейк Игер-Нэш, научный сотрудник Университета Виктории и ведущий автор исследования:

«Я думаю, что история Земли дает множество примеров того, как могут выглядеть обитаемые экзопланеты, и важно понимать биосигнатуры в контексте истории Земли, поскольку у нас нет других примеров того, как могла бы выглядеть жизнь на других планетах. Во время архея, когда, как полагают, впервые возникла жизнь, прошел период примерно в миллиард лет, прежде чем фотосинтез, производящий кислород, развился и стал доминирующим основным производителем, концентрации кислорода были действительно низкими. Поэтому, если обитаемые планеты будут следовать по траектории, аналогичной Земле, они могут провести долгое время в такой период без биосигнатур кислорода и озона, поэтому важно понять, как выглядят архейские биосигнатуры».

Для своего исследования команда разработала модель, которая учитывала условия, подобные архейским, и то, как присутствие ранних форм жизни будет поглощать одни элементы и добавлять другие. Это привело к модели, в которой простые бактерии, живущие в океанах, потребляют такие молекулы, как водород (H) или окись углерода (CO), создавая углеводы в качестве источника энергии и метан (CH4) как отходы. Затем они рассмотрели, как будет происходить обмен газами между океаном и атмосферой, что приведет к снижению концентраций H и CO и повышению концентраций CH.4. Сказал Игер-Нэш:

«Считается, что архейские биосигнатуры требуют наличия метана, углекислого газа и водяного пара, а также отсутствия угарного газа. Это связано с тем, что водяной пар указывает на наличие воды, тогда как атмосфера, содержащая как метан, так и угарный газ, указывает на то, что атмосфера находится в неравновесии, а это означает, что оба этих вида не должны существовать вместе в атмосфере, поскольку химия атмосферы преобразует все одного в другое, если только нет чего-то вроде жизни, которое поддерживает это неравновесие. Отсутствие угарного газа важно, поскольку считается, что жизнь быстро разовьет способ потребления этого источника энергии».

Представление художника о Земле в раннем архее с пурпурной гидросферой и прибрежными районами. Даже в этот ранний период жизнь процветала и усложнялась. Фото: Олег Кузнецов.

Когда концентрация газов в атмосфере выше, газ растворяется в океане, восполняя водород и окись углерода, потребляемые простыми формами жизни. По мере увеличения уровня биологически произведенного метана в океане он будет выбрасываться в атмосферу, где происходит дополнительная химия, и различные газы переносятся по планете. Благодаря этому команда получила общий состав атмосферы, чтобы предсказать, какие биосигнатуры можно обнаружить.

«Мы обнаружили, что окись углерода, вероятно, присутствует в атмосфере архейской планеты, вращающейся вокруг М-карлика», — сказал Игер-Нэш. «Это потому, что звезда-хозяин управляет химическими процессами, которые приводят к более высоким концентрациям угарного газа по сравнению с планетой, вращающейся вокруг Солнца, даже если это поглощает жизнь. [compound]».

В течение многих лет ученые размышляли над тем, как можно расширить околосолнечную обитаемую зону (CHZ), включив в нее условия, подобные земным, из предыдущих геологических периодов. Точно так же астробиологи работают над тем, чтобы более широко изучить типы биосигнатур, связанных с более древними формами жизни (такими как ретинально-фотосинтезирующие организмы). В этом последнем исследовании Игер-Нэш и его коллеги установили ряд биосигнатур (вода, окись углерода и метан), которые могут привести к открытию жизни на скалистых планетах архейской эпохи, вращающихся вокруг солнцеподобных солнц и красных карликов.

Дальнейшее чтение: arXiv