В Малом Магеллановом Облаке обнаружена редкая сверхяркая новая

В Малом Магеллановом Облаке обнаружена редкая сверхяркая новая звезда

Художественная концепция обсерватории Нила Герельса Свифта. Фото предоставлено НАСА. Все права защищены.

Редкий, чрезвычайно яркий рентгеновский всплеск наблюдался в Малом Магеллановом Облаке, карликовой галактике, которая является близким соседом нашей галактики Млечный Путь. Наблюдения, сделанные обсерваторией Нила Герельса Свифта и другими телескопами, были описаны международной командой астрономов во главе с учеными из команды Swift штата Пенсильвания. Исследователи объяснили вспышку одной из самых ярких вспышек новых звезд, когда-либо произведенных двойной звездной системой белого карлика.

Наблюдения были описаны в статье, недавно опубликованной в «Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества».

«Это всего лишь второй раз, когда мы наблюдаем такую ​​яркую вспышку от такого типа двойной системы белых карликов», — сказал Томас Годен, аспирант Университета штата Пенсильвания и ведущий автор статьи. «Мы надеемся, что это событие даст больше информации о том, как происходят эти всплески, и поможет нам лучше понять этот загадочный класс двойных систем».

Система, вызвавшая эту вспышку, получила название CXOU J005245.0–722844. Недавно она была идентифицирована членами команды Зонда Эйнштейна и подтверждена командой Свифта как седьмой известный пример рентгеновской двойной системы Be/белый карлик. Двойные системы Be/белый карлик — это двойные звездные системы, в которых белый карлик вращается вокруг горячей молодой звезды, окруженной диском звездного материала. Астрономы считают, что эти двойные звезды обычно наблюдаются, сказал Годен, и отсутствие известных примеров остается загадкой.

«Новые — это взрывы, которые происходят, когда материал близлежащей звезды откладывается на поверхности белого карлика», — сказал Годен. «После того, как накопилось достаточно материала, на поверхности происходит быстрый термоядерный синтез, вызывающий извержение. Большинство новых — это события, которые достигают умеренной светимости и распадаются в течение нескольких недель. Эта новая странна не только из-за ее чрезвычайно яркого поведения, но и из-за ее короткой продолжительности».

В Малом Магеллановом Облаке обнаружена редкая сверхяркая новая звезда

Многоволновая кривая блеска эмиссионного поведения CXOU J005245.0-722844 с данными I-диапазона от OGLE, данными UVW1-диапазона от Swift UVOT и данными 0,3–10 кэВ от Swift XRT. На нижней панели черные точки представляют наблюдения, в которых CXOU J005245.0-722844 был обнаружен Swift XRT. Стрелки вниз обозначают верхние границы скорости счета для наблюдений, в которых CXOU J005245.0-722844 не удалось обнаружить. Фото предоставлено: Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества (2024 г.). DOI: 10.1093/mnras/stae2176

Термоядерная реакция во время новой звезды похожа на взрыв массивной водородной бомбы — взрыв производит электромагнитное излучение, которое можно наблюдать в телескопы на Земле и на орбите вокруг Земли. По словам исследователей, новая была видна почти неделю в оптических длинах волн, то есть в видимом свете, и почти две недели в рентгеновском свете.

«Нам потребуются последующие наблюдения, чтобы лучше понять физику, которая привела к такой вспышке, но это важный первый шаг к лучшему пониманию этих систем и, возможно, того, почему мы не видели столько, сколько видим». «Мы ожидаем», — сказал Годен.

Информация от: Университетом штата Пенсильвания.