Вспышка новой звезды V1716 Sco исследована в рентгеновском и гамма-диапазоне.

Кривая блеска Новой V1716 Sco, наблюдаемая с помощью NICER с 10-секундными интервалами с 25 июля 2023 г. по 30 августа 2023 г. Изображение предоставлено: Wang et al., 2024.

Астрономы из Китая и Тайваня наблюдали вспышку новой звезды V1716 Sco в прошлом году, используя различные рентгеновские и гамма-космические обсерватории. Результаты кампании наблюдения, представленные 27 июня на сервере препринтов arXiv, дают важную информацию об эволюции этой новой.

Новая звезда — это звезда, яркость которой внезапно увеличивается, а затем медленно возвращается в исходное состояние. Этот процесс может занять несколько месяцев. Такой всплеск яркости является результатом процесса аккреции в тесной двойной звездной системе, содержащей белый карлик и его спутник.

V1716 Sco, также известная как Nova Sco 2023, была обнаружена во время извержения 20 апреля 2023 года магнитудой 8,0. Последующие наблюдения V1716 Sco спектроскопически подтвердили, что это классическая новая (Fe II).

Теперь группа астрономов под руководством Хуэйхуэй Вана из Хэнаньского университета науки и технологий в Лояне, Китай, исследовала V1716 Sco в рентгеновском и гамма-диапазоне. Для этого они использовали космические корабли НАСА Swift, NuSTAR и Fermi, а также исследователь внутреннего состава нейтронной звезды (NICER) на борту Международной космической станции.

«Мы провели совместный анализ наблюдений NuSTAR, Swift, NICER и Fermi-LAT за Nova V1716 Sco», — пишут исследователи в статье.

Наблюдения показали, что гамма-излучение началось через день после оптической вспышки V1716 Sco со значением тестовой статистики (TS) 70. Продолжительность этой гамма-активности со значением TS выше 4,0 составила 40 дней. Кроме того, Свифт также наблюдал более жесткое рентгеновское излучение через день после оптической вспышки.

Эти результаты делают V1716 Sco первой классической новой, в которой рентгеновское обнаружение Свифта происходит одновременно с гамма-излучением, и четвертой классической новой, в которой гамма-излучение происходит одновременно с более жестким рентгеновским излучением, согласно данным NuSTAR.

Анализируя рентгеновский спектр, исследователи обнаружили, что коэффициент твердости быстро уменьшался с течением времени, а наблюдаемое излучение перешло в фазу сверхмягкого источника (SSS) примерно через 40 дней после вспышки новой. Кроме того, используя данные NICER, астрономы смогли обнаружить квазипериодическое колебание (QPO) в фазе SSS с периодом 79,10 секунды.

Чтобы объяснить происхождение обнаруженного QPO, авторы исследования указывают на модуляцию вращения белого карлика как на наиболее правдоподобную гипотезу. Однако они отмечают, что период модуляций нестабилен во времени. Это может означать, что область горячих точек на поверхности белого карлика со временем смещается или что периодическая модуляция могла возникнуть из-за другого механизма, такого как звездные колебания.