Знаменитая комета Галлея пройдет мимо Афелия на этих выходных

Знаменитая комета Галлея достигнет далекого рубежа в ближайшие выходные.

В замерзшей внешней солнечной системе одиноко. В субботу, 9 декабряйсамая известная из всех комет 1P/Галлея достигает ключевой точки в своем 75-летнем путешествии по Солнечной системе, достигая афелия или самой удаленной точки от Солнца.

Орбита
Орбита кометы Галлея. НАСА/Лаборатория реактивного движения

Комета сейчас

Можно сказать, что декабрь 2023 года представляет собой середину между последним появлением кометы в 1986 году и следующим в 2061 году. Никто не видел комету Галлея с тех пор, как Очень Большой Телескоп Европейской Южной Обсерватории сделал ее изображение поколение назад в 2003 году. В то время она находилась на расстоянии 28 астрономических единиц (а.е.) со звездной величиной +28.

Комета Галлея
Комета Галлея (пятно в центре), снимок Очень Большого Телескопа Европейской Южной Обсерватории в 2003 году. Фото: ESO/VLT

Точный момент афелия наступит в 1:00 по всемирному времени (UT) 9 декабря.й(20:00 по восточному стандартному времени в пятницу вечером 8 числа).й). В этот момент комета Галлея будет находиться на расстоянии 35,14 а.е. (почти 3,3 миллиарда миль или 5,3 миллиарда километров) от Солнца. Это выводит комету за пределы орбиты Нептуна, сияя при температуре +35.й звездной величины в южном созвездии Гидры Морского Змея. Комета также будет двигаться с самой медленной скоростью — 0,91 километра в секунду или 2000 миль в час относительно Солнца.

Местоположение Хэлли
Текущее местоположение кометы Галлея на небе. 1 кредит

Это ставит комету далеко за пределы досягаемости любительских или даже крупных профессиональных телескопов. На момент написания этой статьи НАСА не заявило о планах получить изображения афелия Галлея с помощью Хаббла или JWST. Конечно, от этого не будет большого научного преимущества, кроме как довести космические телескопы до предела их возможностей.

«Я бегло просмотрел утвержденные программы HST и JWST и не нашел ни одной программы, планирующей наблюдение за кометой Галлея, ни с помощью визуализации, ни с помощью спектроскопии». Кристин Пуллам (НАСА-Научный институт космического телескопа) рассказала Вселенная сегодня.

Краткая история кометы Галлея

Комета Галлея, безусловно, оставила свой след в истории. Сэр Эдмонд Галлей впервые отметил периодичность появления кометы в 1696 году, связав одно явление с другим. Галлей успешно предсказал возвращение кометы, которая теперь носит его имя, в 1758 году, но не дожил до этого.

Буква «1P» в названии указывает на то, что комета Галлея была первой открытой периодической кометой. Периодические кометы имеют орбиту короче 200 лет. На сегодняшний день известно 472 периодические кометы. По мере того как исследования неба продвигаются вниз по шкале звездных величин, мы обнаруживаем все более слабые периодические кометы, и, скорее всего, мы нашли все «великие» кометы.

Комета
Виды нескольких комет разных веков, в том числе кометы Галлея. Фото: Астрономия/гравюра 1860 года/приветственная коллекция/общественное достояние.

Китайские наблюдения кометы Галлея датируются 467 годом до нашей эры. Появление кометы в 1066 году было широко замечено во всем мире. Его появление было воспринято как предзнаменование, предшествующее смерти короля Гарольда II в битве при Гастингсе и восхождению на престол Вильгельма Завоевателя.

В одной (возможно, апокрифической) истории говорится, что папа Калликст III «отлучил» комету в качестве предостережения против вторжения Османской империи в Восточную Европу.

Американский писатель Марк Твен также известен как комета Галлея. Твен родился в 1835 году во время появления кометы и предсказал, что умрет после следующего появления кометы в 1910 году. (Внимание, спойлер: так и было).

Современный внешний вид

Говоря об этом, ожидание Галлея в том году было фактически отодвинуто на второй план одной из величайших комет XX века.й столетие: Великая комета 1910 года. На самом деле, возможно, люди, которые помнят комету Галлея в 1910 году, действительно видели Великую комету всего за несколько месяцев до этого. Открытие ядовитого газа циана в хвосте кометы благодаря новомодному методу спектроскопии спровоцировало Великую кометную панику 1910 года.

Большая комета 1910 года.
Великая комета 1910 года. Изображение в общественном достоянии.

К сожалению, появление Галлея в 1986 году несколько разочаровало, поскольку на рассвете оно появилось низко на юге. Тем не менее, к Галлею было отправлено три космических миссии для первой в истории встречи с кометой. Это были советские «Вега-1» и «Вега-2» и «Джотто» Европейского космического агентства.

Джотто у кометы Галлея
Миссия ЕКА Джотто на комете Галлея. Кредит: ЕКА

С Галлеем также связаны два ежегодных метеорных потока: эта-Аквариды в апреле-мае и октябрьские Ориониды.

Находясь на поверхности кометы Галлея в эти выходные, Солнце будет сиять с -19-й звездной величиной. Это всего лишь примерно в 250 раз ярче полной Луны.

Комета Галлея в ближайшие годы

С нашей земной точки зрения, следующие несколько десятилетий комета проведет, слоняясь в созвездии Гидры и в Малом Псе. Комета пройдет очень близко к яркой звезде Процион в 2050 году. В следующий раз комета Галлея достигнет перигелия 28 июля.й, 2061 г., и в последующие месяцы может достичь отрицательных величин. В сентябре 2061 года звезда Галлея появится в сумерках низко на северо-западе для наблюдателей северного полушария.

Комета Галлея
Комета Галлея до 2060 года. Фото: Звездная ночь.

Теперь все идет отсюда. Комета Галлея снова восстановится в ближайшее десятилетие, что приведет к ее появлению в 2061 году. Посмотрим, к тому времени я буду…