23 августа спускаемый аппарат ISRO «Викрам» отделился от двигательного модуля и совершил мягкую посадку недалеко от южного полюса Луны. Затем посадочный модуль запустил свой пражский марсоход, и в течение двух недель очаровательный маленький марсоход, работающий на солнечной энергии, работал великолепно, обнаруживая водяной лед и описывая состав лунного реголита, прежде чем погрузиться в темноту и холод лунной ночи.
Но с тех пор, как миссия марсохода завершилась, двигательный модуль, доставивший его на Луну, сделал обходной путь, выполнив серию сложных маневров, которые вернули его с узкой лунной орбиты обратно на околоземную орбиту. Это стало возможным, поскольку в модуле еще оставалось более 100 кг топлива, что позволяло ученым проводить дополнительные маневры и эксперименты.
Прямо сейчас двигательный модуль (PM) вращается вокруг Земли на высоте 115 000 км (71 500 миль), что значительно выше геостационарной орбиты. ISRO сообщила, что команда миссии решила использовать имеющееся топливо в двигательном модуле для получения дополнительной информации для будущих лунных миссий. В частности, эта демонстрация дала им возможность протестировать стратегии работы миссии для будущей миссии по возврату образцов.
У премьер-министра была насыщенная и продуктивная миссия. Находясь на лунной орбите около месяца, ему было нелегко. После отделения спускаемого аппарата PM провел бортовой эксперимент — полезную нагрузку «Спектрополяриметрия обитаемой планеты Земля» (SHAPE), предназначенную для наблюдения за Землей. В частности, этот инструмент также предоставил ученым и инженерам опыт для будущих миссий и исследований, поскольку его целью было изучение пригодных для жизни планетных особенностей Земли. Эти наблюдения будут использованы ISRO для будущих исследований экзопланет. Кроме того, 28 октября 2023 года во время солнечного затмения была проведена специальная эксплуатация полезной нагрузки SHAPE.
Но поскольку у космического корабля был такой точный выход на орбиту и оптимальные маневры горения, количество оставшегося топлива означало, что инженеры могли сделать с ПМ даже больше, чем первоначально ожидалось. Премьер-министру было приказано выполнить маневр по подъему на орбиту Луны, а затем выполнить трансземную инъекцию, в результате чего ПМ вышел на околоземную орбиту.
ISRO сообщила, что первый маневр по поднятию орбиты Луны был выполнен 9 октября 2023 года, в результате чего высота аполуна выросла со 150 км до 5112 км. Маневр Трансземной инъекции (TEI) был выполнен 13 октября 2023 года, и, поскольку его орбита медленно поднималась, PM совершил четыре облёта Луны, прежде чем покинуть Луну 10 ноября.
В настоящее время двигательный модуль находится на орбите Земли с периодом обращения около 13 дней и наклонением 27 градусов. Из-за такой высокой орбиты ISRO заявила, что нет угрозы сближения с любыми действующими спутниками на околоземной орбите.
В ISRO заявили, что эти дополнительные операции позволили им планировать и выполнять маневры по траектории возвращения с Луны на Землю, а также разработать программное обеспечение для планирования и проверки маневров. Они также спланировали и осуществили пролет между двумя небесными телами с помощью гравитации и, что особенно важно, им удалось избежать неконтролируемого столкновения с поверхностью Луны в конце жизни ПМ, что отвечало требованиям отсутствия образования мусора на Луне.
Станет ли нынешняя высокая геостационарная орбита последней уловкой Чандраяана-3 ПМ? Кто знает? Находчивые инженеры могут найти другой способ использования этого многоцелевого космического корабля.