Планетология

Японский лунный корабль лежит на боку после достижения цели

Теперь мы знаем, почему японский лунный модуль не смог перезарядить свои батареи после приземления на Луне на прошлой неделе: космический корабль, похоже, перевернулся на бок, а его солнечные батареи были обращены в сторону от Солнца.

Хорошей новостью является то, что интеллектуальный посадочный модуль для исследования Луны, или SLIM, выполнил свою основную задачу, приземлившись в пределах 100 метров (330 футов) от целевой точки, и что два мини-зонда миссии, которые были выброшены во время спуска SLIM, работают по назначению.

Множество изображений были сделаны до и после приземления. Одна из картинок. На кадрах, снятых камерой шаровидного мини-зонда LEV-2, показан посадочный модуль, сидящий под странным углом: двигатели направлены вверх, а солнечные элементы — на запад.

Чтобы сэкономить заряд батареи, руководители миссий Японского агентства аэрокосмических исследований отключили SLIM после того, как зонды передали собранные ими изображения. Но все еще есть шанс, что смещающиеся солнечные лучи смогут обеспечить достаточную мощность для проведения дальнейших операций на предстоящей неделе.

Менеджер проекта JAXA Шиничиро Сакаи подчеркнул положительный момент, продемонстрировав фотографию с миссии. «Нечто, что мы разработали, проделало путь до Луны и сделало этот снимок», — сказал он. «Я чуть не упал, когда увидел это».

Ученые дали причудливые названия камням, видимым на фотографиях, в том числе сенбернар, бульдог и той-пудель.

Руководители миссии проанализировали изображения, а также данные космического корабля, чтобы выяснить, что случилось со SLIM. Один из двух главных двигателей посадочного модуля, очевидно, вышел из строя во время спуска, а другой главный двигатель пытался это компенсировать. Команда миссии сообщила, что космический корабль приземлился примерно в 55 метрах к востоку от целевой точки возле кратера Шиоли — и что SLIM мог бы приземлиться в пределах 4 метров от цели, если бы оба двигателя работали.

Несмотря на неудачи, Сакаи сказал, что приземление «Лунного снайпера» было достаточно близким, чтобы можно было считать миссию успешной. «Мы продемонстрировали, что можем приземляться там, где хотим», — сказал он. В прошлом большинству межпланетных десантных миссий приходилось планировать более широкий диапазон ошибок. Например, марсоход НАСА Perseverance в 2021 году нацелился на посадочный эллипс шириной 7,7 километра.

Место посадки SLIM будет освещено солнечным светом до 1 февраля, и исследователи надеются, что по мере того, как солнце будет двигаться на запад в лунном небе, солнечные элементы посадочного модуля будут поглощать достаточно света, чтобы возобновить работу с питанием. Если посадочный модуль удастся восстановить, первоочередной задачей будет проведение спектроскопических наблюдений за окрестностями с высоким разрешением.

Но время SLIM чрезвычайно ограничено: ожидается, что в течение 14 темных дней, следующих за закатом Луны, падение температуры приведет к глубокому замерзанию посадочного модуля. «SLIM не предназначен для того, чтобы пережить лунную ночь», — сказал Сакаи.

Даже если посадочный модуль не удастся восстановить, возможность безопасно доставить роботизированный космический корабль на Луну станет триумфом космических усилий Японии. Только четыре другие страны — США, Россия, Китай и Индия — достигли подобных результатов.

Кнопка «Наверх»