Планетология

Японский лунный корабль приземлился, но столкнулся с проблемой энергоснабжения

Япония стала пятой страной, высадившей работающего робота на Луну, но миссия может не увенчаться полным успехом из-за проблемы с солнечными батареями посадочного модуля, генерирующими энергию.

Умный посадочный модуль для исследования Луны, или SLIM, был запущен вместе с рентгеновским космическим телескопом XRISM из японского космического центра Танегасима в начале сентября — и после нескольких недель маневров в космосе SLIM приземлился сегодня в 15:20 по Гринвичу (10:20 по Гринвичу). 20:00 по восточноевропейскому времени 19 января или 12:20 по японскому стандартному времени 20 января).

Японское агентство аэрокосмических исследований сообщило, что приземление прошло успешно. Во время брифинга Хироши Кунинака, генеральный директор Института космоса и астронавтики JAXA, заявил, что это достижение стало «важной вехой» в усилиях Японии по отправке космического корабля на Луну и, в конечном итоге, на Марс.

Кунинака сказал, что SLIM способен связываться с Землей и отвечать на команды. «Однако, похоже, что солнечные элементы на данный момент не производят электроэнергию», — сказал он. «А поскольку мы не можем производить электроэнергию, операция осуществляется с использованием только батарей».

Диспетчеры миссии уделяли приоритетное внимание передаче данных, хранящихся на посадочном модуле, обратно на Землю до того, как разрядятся батареи. Ожидалось, что SLIM потеряет электроэнергию в течение нескольких часов, если проблему с солнечной панелью не удастся решить.

Кунинака сказал, что проблема могла возникнуть из-за того, что солнечные элементы были неправильно ориентированы по направлению к солнцу. «Мы пытаемся проанализировать данные, которые собираем на данный момент, и анализируем статус», — сказал он.

Посадочный модуль был спроектирован для точного приземления возле кратера Шиоли, в районе Луны, недалеко от того места, где более 50 лет назад произошла посадка Аполлонов-11 и Аполлонов-16. Целью SLIM было приземлиться в пределах 100 метров (330 футов) от намеченной точки приземления. План сверхточного выстрела на Луну объясняет, почему SLIM стали называть «Лунным снайпером». Кунинака сказал, что руководителям миссий потребуется «немного больше времени», чтобы подтвердить, насколько SLIM подошла к цели.

Он также сообщил, что два мини-вездехода, известные как LEV-1 и LEV-2, были успешно задействованы во время спуска SLIM на поверхность. LEV-1 создан для захвата изображений и регистрации температуры и уровней радиации во время прыжков по поверхности. LEV-2 имеет форму деформируемой сферы и предназначен для катания по поверхности для фотографирования.

«Если LEV-1 и LEV-2 работают нормально, то фотографии и изображения SLIM были сделаны LEV-1 и LEV-2. Я считаю, что такие данные сейчас нам присылают», — сказал Кунинака.

Несмотря на проблемы с электропитанием, успешная посадка SLIM стала долгожданным событием для программы исследования космоса JAXA. Он добавил Японию в короткий список стран, которые направили автоматические космические корабли для мягкой посадки на Луну — список, в который также входят США, Россия, Китай и Индия.

Другие недавние разработки показали, что отправить робота на Луну непросто. На этой неделе, например, лунный посадочный модуль Peregrine компании Astrobotic упал обратно на Землю после того, как утечка топлива исключила возможность посадки на Луну.

В прошлом году коммерческий посадочный модуль другого типа, построенный японским стартапом ispace, потерпел неудачу во время спуска на поверхность Луны. Российская миссия «Луна-25» также завершилась аварийной посадкой на Луну в прошлом году. В 2022 году японский мини-зонд под названием «Омотенаси» не смог функционировать после его развертывания во время лунной миссии НАСА «Артемида-1». А в 2019 году построенный Израилем лунный зонд «Берешит» не смог приземлиться.

Напротив, индийская миссия «Чандраяан-3» и китайская миссия «Чанъэ» выделяются как заметные успехи в недавней волне усилий по исследованию Луны.

Кнопка «Наверх»