Скончался астронавт Фрэнк Борман, который командовал историческим рождественским полетом Аполлона-8 в 1968 году, который 10 раз облетел Луну и проложил путь к высадке на Луну в следующем году. Ему было 95.
По данным НАСА, Борман умер во вторник в Биллингсе, штат Монтана.
Борман также возглавлял проблемную компанию Eastern Airlines в 1970-х и начале 80-х годов после ухода из отряда астронавтов.
Но больше всего он был известен своими обязанностями в НАСА. Он и его команда, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс, были первой миссией Аполлона, которая полетела на Луну и увидела Землю как далекую сферу в космосе.
«Сегодня мы вспоминаем одного из лучших сотрудников НАСА. Астронавт Фрэнк Борман был настоящим американским героем», — заявил в четверг администратор НАСА Билл Нельсон. «Его любовь к авиации и исследованиям на протяжении всей жизни превзошла только его любовь к жене Сьюзен».
Запущенная с мыса Канаверал во Флориде 21 декабря 1968 года, трио «Аполлона-8» провело три дня в пути к Луне и вышло на лунную орбиту в канун Рождества. Сделав 10 кругов 24-25 декабря, 27 декабря они отправились домой.
В канун Рождества астронавты прочитали из Книги Бытия в прямой телепередаче с орбитального корабля: «В начале сотворил Бог небо и землю. И земля была безвидна и пуста, и тьма была на лице глубоко.»
Борман завершил трансляцию словами: «И от экипажа Аполлона-8 мы завершаем словами спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Бог всех вас — всех вас на доброй Земле».
Ловелл и Борман ранее летали вместе во время двухнедельной миссии «Джемини-7», стартовавшей 4 декабря 1965 года, и на расстоянии всего 120 футов друг от друга завершили первое космическое орбитальное сближение с «Джемини-6».
«Джемини был непростой задачей», — сказал Борман агентству Associated Press в 1998 году. «Он был меньше, чем переднее сиденье жука Volkswagen. Из-за него Apollo выглядел как супер-пупер, шикарный туристический автобус».
В своей книге «Обратный отсчет: автобиография» Борман сказал, что «Аполлон-8» изначально должен был вращаться вокруг Земли. Успех миссии «Аполлон-7» в октябре 1968 года, призванной продемонстрировать надежность системы в длительных полетах, заставил НАСА решить, что пришло время попытаться полететь на Луну.
Но Борман сказал, что была еще одна причина, по которой НАСА изменило план: агентство хотело победить русских. Борман сказал, что, по его мнению, одного витка будет достаточно.
«Моей главной заботой во всем этом полете было добраться раньше русских и вернуться домой. На мой взгляд, это было значительным достижением», — объяснил Борман во время выступления в Чикаго в 2017 году.
Именно на четвертом витке экипажа Андерс сделал культовую фотографию «Восход Земли», на которой изображена бело-голубая Земля, возвышающаяся над серым лунным ландшафтом.
Борман писал о том, как выглядела Земля издалека: «Мы были первыми людьми, увидевшими мир во всей его величественной целостности, что стало для каждого из нас сильным эмоциональным переживанием. Мы ничего не говорили друг другу, но я был уверен, что наши мысли были идентичны — наших семей на этом вращающемся земном шаре. И, возможно, мы поделились еще одной мыслью, которая у меня была: «Должно быть, это то, что видит Бог».
После НАСА авиационная карьера Бормана переросла в бизнес в 1970 году, когда он присоединился к Eastern Airlines — в то время четвертой по величине авиакомпании страны. В конце концов он стал президентом и генеральным директором Eastern, а в 1976 году также стал председателем правления.
За время пребывания Бормана в компании Eastern цены на топливо резко выросли, а правительство дерегулировало авиационную отрасль. Авиакомпания становилась все более убыточной, обремененной долгами и раздираемой трудовыми противоречиями. Он ушел в отставку в 1986 году и переехал в Лас-Крусес, штат Нью-Мексико.
В своей автобиографии Борман писал, что его увлечение полетами началось еще в подростковом возрасте, когда он и его отец собирали модели самолетов. В 15 лет Борман взял уроки пилотирования, используя деньги, которые он сэкономил, работая разносчиком и заправляя бензин после школы. Он совершил свой первый самостоятельный полет после восьми часов двойного обучения. Он продолжал летать и в свои 90 лет.
Борман родился в Гэри, штат Индиана, но вырос в Тусоне, штат Аризона. Он учился в Военной академии США в Вест-Пойнте, где в 1950 году получил степень бакалавра наук. В том же году Борман женился на своей школьной возлюбленной Сьюзен Багби. Она умерла в 2021 году.
После окончания учебы Борман работал летчиком-истребителем ВВС США, боевым пилотом и инструктором в Вест-Пойнте. В 1956 году Борман перевез свою семью в Пасадину, штат Калифорния, где получил степень магистра наук в области авиационной техники в Калифорнийском технологическом институте. В 1962 году он был одним из девяти летчиков-испытателей, выбранных НАСА для участия в программе астронавтов.
Он получил Почетную космическую медаль Конгресса от президента Джимми Картера.
В 1998 году Борман вместе со своим сыном Фредом основал скотоводческое ранчо в Бигхорне, штат Монтана. Помимо Фреда, у него остались еще один сын, Эдвин, и их семьи.