После нескольких лет задержек в понедельник капсула Boeing Starliner должна доставить астронавтов на Международную космическую станцию (МКС), что является важной вехой для американского аэрокосмического гиганта и НАСА.
Этот полет, последнее испытание перед тем, как Starliner приступит к регулярным услугам космического агентства, имеет решающее значение для Boeing, чья репутация в последнее время пострадала из-за проблем с безопасностью пассажирских самолетов.
Для НАСА ставки также высоки: наличие второго варианта полета человека в космос в дополнение к кораблям SpaceX Dragon «действительно важно», сказала Дана Вайгель, менеджер программы Международной космической станции агентства.
Астронавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс собираются взлететь с мыса Канаверал в 22:34 понедельника (02:34 по Гринвичу во вторник), если сохранится благоприятная погода, прогнозируемая для запуска.
Starliner будет выведен на орбиту с помощью ракеты Atlas V, созданной United Launch Alliance, совместным предприятием Boeing-Lockheed Martin.
В космосе одной из задач Уилмора и Уильямса будет временное пилотирование корабля вручную в ходе испытаний.
Астронавты, оба ветераны космической программы, прошедшие подготовку в Военно-Морском Флоте, каждый дважды побывал на МКС: один раз на шаттле, а затем на борту российского корабля «Союз».
«Это будет похоже на возвращение домой», — сказал Уильямс перед запуском.
Что касается космического корабля «Боинг», Уилмор сказал: «Все новое».
Ожидается икота
Starliner должен прибыть на МКС примерно в 05:00 по Гринвичу в среду и пробудет там чуть больше недели. Будут проведены тесты, чтобы убедиться, что она работает правильно, а затем Уильямс и Уилмор вернутся в капсулу и вернутся домой.
Успешная миссия поможет развеять горечь, оставленную многочисленными неудачами в программе Starliner.
В 2019 году во время первого испытательного полета без экипажа капсула не была выведена на правильную траекторию и вернулась, не долетев до МКС.
Затем, в 2021 году, когда ракета была на стартовой площадке для нового полета, заблокированные клапаны вынудили еще раз отложить запуск.
Пустой корабль наконец достиг МКС в мае 2022 года. Но с тех пор проблемы задержали испытательный полет с экипажем в понедельник, необходимый для сертификации капсулы для использования НАСА в регулярных миссиях на МКС.
Заместитель администратора НАСА Джим Фри предсказал, что миссия не пройдет без сбоев.
«В этой миссии, безусловно, есть некоторые неизвестные вещи, которые мы ожидаем узнать, поскольку это тестовая миссия. Мы можем столкнуться с вещами, которых не ожидаем», — сказал Фри, отметив, что Starliner — это всего лишь шестой класс кораблей, построенных в США для НАСА. космонавты.
Капсула SpaceX Dragon присоединилась к этому эксклюзивному клубу в 2020 году вслед за программами «Меркурий», «Близнецы», «Аполлон» и космическими челноками.
В 2014 году агентство заключило контракты с фиксированной ценой на сумму 4,2 миллиарда долларов с Boeing и SpaceX на 2,6 миллиарда долларов на разработку капсул.
Как только Starliner заработает на полную мощность, НАСА надеется поочередно переправлять астронавтов на МКС между кораблями SpaceX и Boeing.
Несмотря на то, что МКС должна быть законсервирована в 2030 году, и Starliner, и Dragon могут использоваться для перевозки людей на будущие частные космические станции, которые планируют построить несколько компаний.