Boeing, некогда уважаемый аэрокосмический подрядчик, приложил руку почти ко всем национальным космическим программам со времен «Аполлона». Однако вполне вероятно, что компания хочет отказаться почти от всех своих космических программ.
The Wall Street Journal сообщила, что компания ищет покупателей для большинства своих космических программ, чтобы лучше оптимизировать бизнес и сократить общие потери. Хотя Starliner был основным хедлайнером в последние месяцы, компания также является генеральным подрядчиком Международной космической станции, крупного строителя оборонных и коммерческих спутников, коммерческих ракет-носителей через ULA, а также еще одного важного проекта — системы космического запуска НАСА.
На данный момент WSJ заявляет, что последние два не подлежат продаже. И бизнес оборонных спутников, и программа SLS являются огромным плюсом для компании, как в финансовом, так и в политическом плане. Хотя компании потребовалось гораздо больше лет, чем планировалось, чтобы запустить SLS, теперь, когда у нее уже есть запуск, она, похоже, готова доставить свои ракеты вовремя для будущих миссий.
Что касается Starliner и МКС, WSJ сообщила, что Boeing обратилась к Blue Origin с просьбой передать свой бизнес. В то время как бизнес по МКС представляет собой контракт НАСА с оплатой затрат и гарантирующий прибыль, срок службы станции приближается к концу. Между тем, под новым руководством Боинга можно представить, что строительство космической станции не в его будущем; однако Blue Origin очень заинтересована в эксплуатации будущих коммерческих станций.
Программа Boeing Starliner представляет собой полный беспорядок. После многих лет задержек, миллиардов долларов и шаткой миссии по сертификации с экипажем, будущее его перехода на оперативное использование все еще остается неопределенным. Ars Technica сообщает о возможности НАСА заплатить Boeing за запуск беспилотной грузовой миссии на станцию, чтобы снизить риск до сертификации. Потребность НАСА в еще одной коммерческой поставке весьма невелика; у нее уже есть SpaceX, Northrop Grumman и вскоре Sierra Space, которые будут предоставлять эти услуги.
На данный момент самый ранний шанс Starliner запустить свой первый оперативный экипаж — это 2026 год, за четыре-пять лет до запланированного вывода из эксплуатации МКС. Владение программой Blue Origin может вдохнуть новую жизнь в управление, ускорив сроки, особенно если ее можно будет адаптировать для использования на ракете компании New Glenn.
Наконец, компания Boeing и ее партнер Lockheed Martin уже более года рассматривают возможность продажи ULA. Blue Origin была еще одним потенциальным покупателем наряду с авиационной компанией Textron и частной инвестиционной компанией Cerberus. Тем не менее, нет новых отчетов, свидетельствующих о том, что какая-либо компания делает ставки или даже все еще ищет покупку.
ULA, вероятно, является одним из самых ценных активов Boeing; однако не за свою ракету, а за оборонные пусковые контракты. ULA уже давно является самым надежным поставщиком запусков для НАСА и Министерства обороны, принося миллиарды долларов дохода всего за несколько запусков в год.
Соедините это с коммерчески жизнеспособной ракетой, способной конкурировать со SpaceX, и у вас появится возможность сделать серьезные шаги на рынке космических запусков.
На данный момент переговоры о продаже находятся на ранней стадии, и Boeing по-прежнему планирует выполнять свои обязательства до тех пор, пока продажи не будут фактически осуществлены, если они вообще будут осуществлены. Боинг находится в затруднительном положении; Помимо не слишком успешных космических программ, в последние годы ее подразделение коммерческой и оборонной авиации также допускало ошибки. Новому генеральному директору предстоит немало потрудиться, чтобы перевернуть эту некогда премьер-компанию и, надеюсь, вернуть ей славу.