Космонавтика

Бум космического туризма грозит увеличением количества космического мусора и выбросов в атмосферу

Коммерческие компании все чаще участвуют в транспортировке астронавтов на Международную космическую станцию ​​(МКС), а также в других мероприятиях на орбите. Некоторые, такие как базирующаяся в Хьюстоне компания Axiom Space, в конечном итоге захотят построить на орбите свои собственные космические станции, где коммерческие астронавты могли бы проводить длительное время.

Это также может дать больше денег и возможностей для научных исследований на низкой околоземной орбите. Но это также вызывает множество проблем с безопасностью, поскольку усугубляет и без того неприятную проблему космического мусора. Это также имеет последствия для окружающей среды, поскольку ракеты производят выбросы парниковых газов, которые способствуют изменению климата.

Axiom, основанная в 2016 году, стала первой компанией, осуществившей миссии на МКС, финансируемые из частных источников. В рамках программы доступа в космос Axiom она предлагает различным странам возможность разрабатывать индивидуальные миссии на орбите на борту космического корабля Crew Dragon компании SpaceX. Таким образом, недавно она подписала соглашение с Космическим агентством Великобритании о миссии всех британских астронавтов на МКС.

НАСА все чаще сотрудничает с частными компаниями для выполнения своих космических миссий. Однако такие инициативы, как инициатива Axiom по запуску нескольких туристических миссий на МКС, знаменуют собой новый вид коммерциализации космоса.

Запланированная коммерческая космическая станция Axiom сначала будет построена как дополнение к МКС. Затем он будет отделен и станет независимым. Космический туризм является ключевой частью ее бизнес-модели.

Компания Axiom не одинока в своих целях. Blue Origin Джеффа Безоса, аэрокосмический гигант Northop Grumman и более мелкие компании, такие как Nanoracks и Sierra Space, разрабатывают собственные проекты космических станций. Они нацелены на работу на низкой околоземной орбите в течение следующего десятилетия.

Blue Origin, Northrop Grumman и Nanoracks получили от НАСА 415 миллионов долларов США (335 миллионов фунтов стерлингов) в рамках стратегии агентства Low Earth Economic на разработку концепций своих космических станций. По сути, стратегия НАСА использует государственные деньги, чтобы позволить частным компаниям привлекать коммерческие деньги. Эти частные инвестиции затем помогают обеспечить инфраструктуру, необходимую для науки и операций на низкой околоземной орбите.

Научное обоснование запуска людей в космос исторически было очень слабым, хотя и не несуществующим. Современная робототехника и системы дистанционного управления сейчас настолько хороши, что ситуация сегодня еще слабее, чем когда-либо.

Для большинства ученых пилотируемые космические полеты — это тщеславные проекты, связанные с национальным престижем. Однако большинство согласится, что это дает огромные преимущества с точки зрения вовлечения общественности и вдохновения. Однако если бы они были полностью оценены, маловероятно, что некоторые эксперименты будут финансироваться экспертными комиссиями агентств, финансирующих науку.

Проблемы с космическим мусором

Существуют также серьезные опасения по поводу рисков, связанных с увеличением общего числа космических миссий, особенно потому, что космический мусор уже является серьезной проблемой на низкой околоземной орбите. В 1978 году учёный НАСА Дональд Дж. Кесслер описал «синдром Кесслера» — потенциальный неконтролируемый эффект, при котором столкновение в космосе может спровоцировать гораздо больше столкновений с обломками, что приведет к разрушению нескольких космических кораблей или даже большинства космических кораблей, находящихся на низкой околоземной орбите.

Бум космического туризма грозит увеличением количества космического мусора и выбросов в атмосферу

Изображение космического мусора вокруг Земли. Фото: НАСА ОДПО.

С 1999 года МКС пришлось маневрировать, чтобы избежать столкновения с крупными кусками космического мусора 32 раза. В последнее время риск увеличился из-за резкого увеличения количества кораблей на низкой околоземной орбите. В частности, с 2019 года SpaceX и ее конкуренты, такие как OneWeb и Amazon Kuiper, приступили к реализации программ запуска десятков тысяч спутников на низкую околоземную орбиту для обеспечения доступа в Интернет.

Однако менее 0,5% интернет-трафика в настоящее время передается по спутниковой связи. Несмотря на потенциальные выгоды для неподключенных людей в сельской местности, первоначальные затраты и стоимость подписки означают, что нынешние подписчики Starlink составляют менее 0,02% мирового населения. Среди них множество круизных лайнеров, частных самолетов и роскошных яхт.

Проблемы окружающей среды

Другая область, вызывающая серьезную озабоченность, — это экологический эффект от отправки большего количества людей в космос. Это увеличило бы воздействие космической деятельности на климат на порядок. Это усугубит проблемы, с которыми общество уже сталкивается.

В настоящее время 1% самых богатых людей выбрасывают в атмосферу примерно в 100 раз больше CO₂, чем 10% самых бедных. На международном уровне политики все больше осознают, что некоторые группы населения во всем мире могут пострадать от изменения климата более серьезно, чем другие. Они также осознают давление и нестабильность, порождаемые массовой миграцией, вызванной изменением климата. Космический туризм усугубляет это неравенство.

Есть и другие серьезные экологические проблемы. Запуски, особенно с твердотопливными ракетными ускорителями, вызывают истощение стратосферного озона. Существуют также тревожные уровни загрязнения атмосферы металлами, вызванные таким количеством запусков и таким большим количеством возвращающихся обломков.

Эта область движется вперед с поразительной скоростью. На первый взгляд кажется, что мы можем использовать волнение и чудеса космических путешествий для финансирования новых возможностей для науки и разработки технологий, которые принесут огромную пользу человечеству.

Однако было бы разумно потратить время на тщательное обдумывание потенциальных последствий. Человеческий, или пилотируемый, элемент означает, что финансовая модель коммерческих пилотируемых космических полетов уязвима даже к одному сбою, как доказал недавний взрыв подводного корабля Титана.

Что еще более важно, деятельность на низкой околоземной орбите является чрезвычайно ценным, но уязвимым ресурсом. Они предоставляют нам системы мониторинга окружающей среды и стихийных бедствий, мониторинга погоды и климата, измерения растительности и роста сельскохозяйственных культур, геолокации и навигации (например, GPS), а также средств связи.

Несмотря на мои предыдущие комментарии о том, что их основное обоснование не является научным, космические станции, такие как МКС, предоставили уникальные возможности для работы в невесомости. Некоторые замечательные результаты были достигнуты, например, в области медицинских исследований и исследований материалов.

Мы не должны уничтожать жизненно важный ресурс низкой околоземной орбиты космическим мусором. И мы не можем просто игнорировать последствия для климата и экологической справедливости.

Информация от: Разговором

Кнопка «Наверх»